Когда речь заходит об электронной коммерции, одной из первых в голову приходит торговая площадка Amazon. История этого гиганта неразрывно связана с историей самого e-commerce. Тем не менее, изначальная идея продавать что-либо с помощью электронных каналов принадлежит не Джеффу Безосу. Первый опыт электронной продажи принадлежит компаниям American Airlines и IBM, которые еще в 1960 году попытались создать электронную систему резервирования авиабилетов. Заслуга же компании Amazon состоит в том, что несколькими десятилетиями позже она придала интернет-торговле современный вид. Правда, этот процесс достоин того, чтобы описать его подробнее.
Становление Amazon
В последнее время на Джеффа Безоса, основателя Amazon, так и сыплются громкие титулы. К примеру, в конце прошлого года журнал Forbes назвал Безоса самым успешным миллиардером мира. А несколько дней назад Fortune признал его «величайшим лидером» 2016 года.
Стоит отметить, что даже до Amazon Безоса можно было считать вполне успешным человеком. Свою карьеру он начал в 1986 году с должности программиста в компании Fitel, где занимался созданием и поддержкой компьютерной сети для торговли финансами. Позже он перешел в финансовую компанию Bankers Trust, где в 1990 стал вице-президентом. Через некоторое время он перешел в более крупную компанию D.E. Shaw & Со, где в 1992 году также занял пост вице-президента. Таким образом, интерес к программированию тесно соседствовал в нем с интересом к финансам. И, несмотря на высокий пост, этот интерес побудил его бросить всё и заняться созданием собственного бизнеса.
В 1994 году тридцатилетний Безос основал компанию Amazon, а в 1995 – запустил одноименный интернет-магазин. Бизнес создавался буквально «на коленке». Стойку для сервера в своем гараже Безос собственноручно сколачивал из досок. В качестве стола для упаковки служила дверь, лежащая на паре стульев. Первые инвестиции в размере $300 тыс. Amazon получил от родителей Джеффа Безоса.
Первым товаром в новом интернет-магазине стали книги. Такой выбор Безос сделал не случайно. Интернет-магазинов в привычном понимании на тот момент еще не существовало. Первопроходцу предстояло столкнуться с недоверием и недопониманием потенциальных покупателей, потому товаром должно было стать нечто, что не обязательно видеть и щупать перед покупкой. Одежда или, к примеру, б/у электроника никогда не позволила бы Amazon взлететь. Но книги важны содержанием, а мнение о них можно составить по аннотации и фото. Еще одним вариантом были компакт-диски, но от них Безос поначалу решил отказаться из-за довольно ограниченного рынка. Дело в том, что в 1995 году в США книг было издано более 1,3 млн, а дисков – всего 300 тыс. Расчет оказался верным, и первые продажи не заставили себя долго ждать. Уже к концу 1995 года книги разъехались по всей стране.
Развитие бизнеса
Джефф Безос стал первым, кто ввел в своем магазине систему отзывов. Это был рискованный шаг, от которого бизнесмена отговаривали друзья и коллеги. Они советовали Безосу не рисковать, ведь негативные отзывы могут отпугнуть потенциальных покупателей. Тем не менее, основатель компании всё же пошел на риск, который оказался оправданным. Благодаря положительным отзывам продажи взлетели. Так был сформирован один из первых и главных принципов компании, который соблюдается до сих дней. Компания постоянно обеспечивает обратную связь с клиентами.
15 мая 1997 года Amazon вышел на IPO. После первичного размещения акций рыночная стоимость компании составила $438 млн.
В 1998 году через Amazon был продан 1% всех книг в США. Ежедневно на площадке продавалось более 55 тыс. наименований, что сделало магазин один из трех крупнейших книжных магазинов в интернете. В октябре 1999 года Amazon поглотил британский книжный магазин bookpages.co.uk. Эта компания была переделана в британское представительство Amazon. Примерно тогда же гигант открыл представительство и в Германии. Сегодня филиалы компании открыты также в Бразилии, Канаде, Японии, Франции, Италии, Испании, Индии и Китае.
В 1999 году стоимость всех акций корпорации Amazon.com перевалила за $6 млрд. Тогда Джефф Безос предсказал, что к 2000 году объем продаж в магазине поднимется до $1 млрд. Прогноз впоследствии оправдался. Огромные прибыли позволили компании дифференцировать бизнес. В 1999 году Amazon купил компании Internet Movie Database и Alexa Internet. С 2000 года – начал финансирование аэрокосмического проекта Blue Origins.
Amazon уже давно вышел за рамки книжного магазина. Еще в 1998 году площадка начала продавать музыкальные компакт-диски, от которых Безос поначалу отказался. Позже на прилавках появились mp3-сборники, программное обеспечение, игры и видео. Еще позже – электроника, одеждa, мебель, продукты питания и игрушки. Таким образом, площадка окончательно стала универсальным магазином. В 2014 году на Манхэттене (Нью-Йорк) открылся первый в истории компании оффлайн-магазин.
Хотя книги давно перестали быть основным источником дохода Amazon, они по-прежнему занимают важное место в бизнесе Джеффа Безоса. Amazon меняет издательскую индустрию, попросту устраняя из цепочки литературных агентов. Он сам превращается в одного из крупнейших издателей страны.
Сегодня Amazon оценивается в $107 млрд., в компании работает 230 тыс. человек, а среди продуктов, принадлежащих корпорации, есть видеосервисы, собственная линия электроники, игровая студия и даже студия разработки искусственного интеллекта.
По мнению экспертов, именно эта беспрецедентная многопрофильность сделала компанию столь успешной. Пожалуй, Джефф Безос – уникальный человек, поскольку разносторонние интересы он умудряется сочетать с перфекционизмом в его лучших проявлениях. Одновременно с этим, он частенько полагается на интуицию. «В открытиях всегда будет часть интуитивной работы», – говорит он. И следует этому принципу неуклонно.