Современные школы в развитых странах выглядят совершенно не так, как 50 лет назад. В первую очередь, теперь там намного меньше бумаги. Вместо того, чтобы рыться в каталогах и таскать тяжелые энциклопедии, дети и педагоги используют электронные базы данных и Википедию. Но и это не предел. Ведущие эксперты компании Google попытались представить, как будет выглядеть школа спустя 50 лет.
Всеобщая кооперация
Джонатан Рошель, глава подразделения Google Apps for Education, считает, что к 2066 году, благодаря распространению технологий виртуальной и дополненной реальности, в школах возрастет роль кооперации учащихся. Сегодня для работы над каким-либо совместным проектом ученикам приходится физически собираться вместе, но в будущем необходимость в этом отпадет.
В 2006 году Рошель был одним из создателей пакета Google Docs. С тех пор он работал над многими подобными продуктами, в частности – над облачной платформой Google Classroom, которая позволяет оптимизировать и упростить работу учителя. Рошель полагает, что школы будущего будут повсеместно использовать подобные сервисы, учитывая то, как быстро интернет проникает во все аспекты жизни людей. «Мы не должны недооценивать важность социального взаимодействия и совместной работы», – говорит он.
Индивидуальный курс
В будущем оценивать детей и направлять их будут интеллектуальные алгоритмы. Само собой, от системы фиксированных классов, привязанных к возрасту ребенка, придется отказаться. С самого начала учебные группы будут формироваться под каждый предмет отдельно, и в соответствии с конкретными способностями каждого конкретного ученика.
Подобная система позволит использовать учебный процесс с максимальной эффективностью. Кроме того, она с ранних лет будет способствовать определенной профессиональной ориентации ребенка.
Учебные программы также будут формироваться индивидуально, в соответствии с предпочтениями ученика. Само собой, некий базовый минимум будет общим для всех. Но позже машина, основываясь на способностях и предпочтениях человека, будет составлять для него индивидуальный курс. Все это создаст идеальные условия для формирования очень высококвалифицированных и очень узконаправленных специалистов.
Роботы и учителя
За пять десятилетий искусственный интеллект разовьется настолько, что сможет преподавать в школе ничуть не хуже, чем живой учитель. Уже сейчас в отделениях некоторых японских банков небольшие человекообразные роботы играют роль кассиров или встречают клиентов на входе. К 2066 году такие машины вполне смогут быть учителями. Впрочем, вероятно, на это не потребуется пятидесяти лет. Всё произойдет намного раньше.
Несмотря на развитие интеллектуальных систем, живого учителя робот не заменит. Более того, именно учителям предстоит возглавить эту школьную технологическую революцию. Без их активного содействия внедрить многие системы в учебный процесс просто не получится.