Финальный раунд: что делать со стартапом, когда все получилось / Все новости / Главная

Привлекая инвестиции на этапе разработки прототипа, основатели продают акции за небольшие деньги. Если привлекать деньги инвесторов на каждом этапе развития, теряя при этом от 15 до 30% при каждом раунде, к моменту продажи доля основателя основательно победнеет. 

Если есть возможность отказаться от инвестиций, отказывайтесь. Ведущая европейская площадка вирусного видео и рекламного контента GoViral набирала обороты без денег инвесторов. Она была основана в 2003 году, а уже в 2011 году ее продали за $97 млн. «Экзит» стал куда более прибыльным именно за счет отказа от вливания чужого капитала и распределения процентов акций на ранних этапах бизнеса.

Когда наступает exit
Каждый стартап развивается индивидуально. Если проект оказался успешным, то уже на начальных этапах он будет стремительно прогрессировать и расти в цене. К моменту масштабирования или выхода на стадию exit-а, такая компания продемонстрирует стабильность, хотя и стоит учесть вероятность замедления роста прибыли. Именно на этом этапе стартап перерастает сам себя.

Иногда фаундер принимает решение самостоятельно развивать бизнес и выкупает долю инвестора. Но, по словам Кирилла Бигая, сооснователя и СЕО компании Preply.com, с этим могут возникнуть сложности, как минимум, из-за отсутствия денег. «Как правило, инвесторы не вкладывают менее $20 тыс., а в целом, на ранних стадиях, дают от $100 тыс. Чтобы выкупить их долю, нужно будет выложить в 2-3 раза больше. Вопрос: откуда у предпринимателя такие деньги? - говорит Бигай. - Если бы у предпринимателя были такие деньги, то он изначально не принимал бы меньше миллиона долларов инвестиций и тогда вопрос остается все тем же: откуда у него $3 млн?».

Потому предпринимателю остаются классические пути выхода с целью заработка. Это – перепродажа компании стратегическим инвесторам, размещение акций на бирже (выход на IPO), продажа акций фондам прямых инвестиций или закрытие бизнеса по причине банкротства.

Правильно делай – правильно будет 
Согласно исследованию Бьерна Лассе Хермана о признаках провала стартапа, инвесторы не инвестируют, а также не выкупают доли, в таких компаниях:

  • Бизнес, в котором учредители работали «по совместительству» и не уделяли 100% своего внимания делу. Согласно исследованию, такие стартапы в четыре раза медленнее привлекают новых пользователей, а значит не выиграют конкурентную гонку на рынке продажи бизнеса.

  • Компании, основанные одним человеком. Учредители-одиночки привлекают меньше половины тех сумм, которые обычно привлекают команды из 2-3 основателей. Одна из причин заключается в том, что во время сбора средств соло-учредители вынуждены разделить свое время и внимание между развитием продукта и сбором средств. Индивидуальные учредители почти в три раза медленнее развиваются, чем группы из 2-3 основателей.

  • IT-команды без основателя-инженера или профильного специалиста. Основатели бизнеса не владеют продуктом до тех пор, пока не начнут разбираться в коде до мельчайших нюансов. Без четкого понимания товара и его специфики стартаперы не смогут объяснить пользователям, почему их продукт лучше других.

  • Бизнес с неправильно сформированной командой. После основания фаундеру необходимо убедиться, что он правильно выбрал рынок и взялся за продукт, реализация которого будет по силам команде. Если в штате не будет людей, которые изначально готовы работать 24/7, то стартап не взлетит, его стоимость не окупит вложений.

  • Основатели не меняют бизнес-модель совсем или делают это слишком часто. Фаундеры с гибким образом мышления и умением подстраиваться под потребности рынка меняли бизнес-модель хотя бы один или два раза. Такие владельцы бизнеса имеют на 100% выше рост пользователей и на 48% меньшую вероятность подвергнуться преждевременному масштабированию.

  • Основатели слишком торопятся с получением результатов и масштабируют свой бизнес преждевременно. Результаты исследований показывают, что стартапы, которые масштабируются после внедрения продукта на рынке, привлекают в 3,2 раза больше денег, и имеют в 1,5 раза более интенсивный рост пользователей.

Если учесть все эти условия до продажи, вероятность поднятия стоимости компании существенно возрастет. С другой стороны, если основатели стартапа изначально не предусмотрели эти аспекты, вероятность его успешного существования и вовсе находится под вопросом.

Цель – всему голова
Работая со стартапом в первую очередь необходимо думать о том, как создать успешный бизнес и определить его судьбу в случае продажи, а уже после просчитывать пути наиболее выгодного exit-а. Если у фаундера стоит цель развивать идею даже после продажи, ему следует тщательно изучить условия покупки. По стандартному договору он будет числиться наемным сотрудником без привилегий, а значит, в один день его могут уволить или сократить. Кроме того, новое руководство компании получит право вмешиваться в планы по развитию сервиса без оглядки на мнение основателя. С другой стороны, если изначальной целью была идея делиться полезным продуктом с максимальным количеством пользователей, то стоит подумать о присоединении стартапа к компании, чья аудитория заинтересована в данном сервисе. 

Все хотят добиться успеха, но забывают, что для этого нужно решать проблемы сопоставимого уровня, растить собственную компанию и постоянно находить финансы на развитие. Найти альтернативу продаже стартапа можно почти всегда, а нехватку личных средств компенсировать кредитами или грантами на разработку.  Главное – верить в успех идеи и много работать. А если нет, то всегда можно создать новый проект и реализовать его иначе, но это уже совсем другая история.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: