Cпойлер: ничего не сломается, самолет не упадет, но тема все еще спорная
Можно ли использовать сотовый телефон на летящем самолете? Эта тема становится предметом все более жарких дискуссий в то время, как авиакомпании пытаются идти в ногу с постоянно меняющимися технологиями. Обычно, когда мы садимся в самолет и пристегиваем ремни, проходит стюардесса, напоминая, что телефоны надо переключить в режим полета или и вовсе выключить. Но что произойдет, если вы этого не сделаете? Ответ неясен.
Давайте начнем с основных фактов. Потенциальные проблемы с безопасностью связаны с тем, что, когда вы находитесь на высоте более 3 км, сигнал телефона достигает большого количества вышек связи, и становится очень мощным. Это может перегрузить сети на земле. Но ни разу не зафиксировано случая, когда сотовый телефон стал причиной крушения самолета.
«Разумеется, телефоном самолет не собъешь, – рассказывает бывший инженер «Боинг» Кенни Кирчоф. – Проблема в другом. Сигнал может создать наводку на приборы, усложнить работу пилотов во время критически важных частей полета. Взлет и посадка требует от них максимальной концентрации и без вмешательства электроники».
С развитием технологий эти риски все более устаревают. В 2014 году Европейская Ассоциация Авиационной Безопасности заявила, что электронные устройства не представляют угрозы для безопасности самолетов. Но это заявление не было указанием: доказывать или не доказывать, что их системы не подвержены влиянию мобильников, осталось за авиакомпаниями.
Многие авиакомпании уже прошли эту оценку и разрешают «бортовые» звонки через внутренние сети, например, AeroMobile или On Air. Это, как правило, крупные авиакомпаниии: Emirates, Virgin Airlines, British Airways и еще 27 перевозчиков. Сеть On Air функционирует на борту примерно половины всех самолетов.
При этом Управление гражданской авиации США все еще запрещает разговоры по мобильному на борту. «Голосовая связь запрещена на борту наших самолетов», – сообщает Элизабет Кори, пиарщик Управления. – Мы запретили мобильники из соображений безопасности. Мы запрещаем все, что намеренно испускает сигнал, и мобильные телефоны входят в этот список. Продемонстрировать, что телефон не является причиной электронных помех для их приборов – дело авиакомпании. Но телефоны создают помехи».
При этом исследование, проведенное американским Управлением в 2012 году также пришло к выводу, что «органами гражданской авиации не зафиксировано ни одного случая, когда сотовый телефон влиял бы на безопасность полета».
К тому же на борту можно установить миниатюрную базовую станцию, которая даст пассажирам возможность использовать телефон и при этом защитит электронику от помех.
«Современная электроника защищена от сбоев», – рассказывает Эллисон Марки, специалист по авиационной безопасности. – В кабине нет волшебного датчика, который показывает, что где-то на борту не отключен телефон».
Запрет на телефоны на борту появился около 20 лет назад, и тогда защита электроники от помех, наводимых наземными точками связи, действительно была значимым вопросом. Сейчас существуют технологии, которые делают доступными звонки с самолета. Но это все остается на усмотрение авиакомпании. Также на усмотрение авиакомпании остается разработка любых удобных им правил использования телефона в воздухе: разрешат ли они интернет, смс или звонки на рейсах.
«Технология, которая позволяет полноценно использовать телефон на борту самолета, давно существует. Вопрос в том, есть ли на это спрос», – утверждает Марки. – Возможно, пассажиры отреагируют на это не как на преимущество, а как на недостаток. И без того достаточно грустно на длинных рейсах оказаться на соседнем сидении с чересчур общительным или храпящим пассажиром. Добавьте то, что ваш сосед, возможно, будет весь рейс громко обсуждать по телефону свои эмоции от полета и турбулентности или нового парня своей племянницы – и поймете, что результат разрешения звонков на борту может быть отнюдь не положительным».