На первый взгляд, это выглядит как честный обмен. Вы бесплатно пользуетесь приложением, но взамен вынуждены смотреть назойливую рекламу. Но всё ли так безоблачно? Увы, не всегда.
Неочевидный обмен
Просмотр назойливой рекламы - не единственное, чем вы платите за "бесплатное" приложение
Очень часто за бесплатное пользование приложением пользователь платит не только просмотром рекламы, но и предоставлением огромного количества персональных данных. Мобильные приложения могут собирать целую кучу информации о владельце мобильного устройства. Это могут быть данные о локациях и перемещениях пользователя, онлайн-история и контакты, планировщик задач и история поиска. Такая информация нужна рекламным сетям, чтобы те могли подобрать лучшую рекламу для конкретного человека и подсунуть ему ее в нужном месте и в нужное время.
В общем, происходит не обмен «приложение за просмотр рекламы», как принято считать, а обмен «приложение за возможность следить за каждым вашим шагом». Соглашаясь использовать поддерживаемые рекламой продукты, вы соглашаетесь с тем, что за вами все время будут подсматривать.
Зачем это нужно маркетологам? Дело в том, что смартфон - устройство, которое пользователь практически всегда носит с собой. Оно обрабатывает огромное количество персональной информации всех типов. Благодаря этому рекламщики могут более точно таргетировать свою рекламу. К примеру, пользователь оказывается около магазина электроники, и тут же получает рекламу с предложением купить какой-то электронный товар. В некоторых случаях такое вмешательство может переходить рамки дозволенного. К примеру, по сетевой активности молодой женщины ритейлер может узнать, что она беременна, еще до того, как она расскажет об этом своим близким.
Серьезная проблема
Хотя все вышеперечисленное уже выглядит жутковатым вмешательством в личную жизнь пользователя, у такой системы есть еще одна серьезная проблема. РЕчь идет не только о безопасности самого пользователя, но и о безопасности всех структур, в которые он вовлечен. Иными словами, бесплатные мобильные приложения могут являться серьезной угрозой для бизнеса. Чем больше личных устройств вовлечено в бизнес, тем выше риски корпоративных взломов, утечек данных и кибератак.
Приложения сливают кучу информации из корпоративных сетей
К примеру, если компания позволяет своим сотрудникам синхронизировать корпоративный календарь событий со своими смартфонами или планшетами, то обо всех планах автоматически узнают посторонние. А сбор данных о рабочих контактах пользователя может заметно упростить хакеру фишинговую атаку или взлом методами социальной инженерии.
Все усложняется еще и тем, что разработчики приложений продают данные одной рекламной сети, а та, в свою очередь, делится информацией с другими. Таким образом, конфиденциальная информация оказывается в руках огромного количества посторонних людей, и утечку отследить просто нереально.
Хакерам же не нужно даже пытаться взламывать устройства конкретных пользователей. Намного более лакомым кусочком выглядит база данных какой-нибудь рекламной сети, откуда можно почерпнуть информацию о тысячах потенциальных мишеней.
Что со всем этим делать
Учитывая опасность, исходящую от пользовательских устройств, многие компании вынуждены жестко регулировать использование личных гаджетов на работе. Впрочем, удается это далеко всегда. Ведь, по сути компания должна начать контролировать, какими приложениями пользуются сотрудники, а за этим уследить практически невозможно.
Специалисты по безопасности со все большим скепсисом глядят на политику BYOD (Bring Your Own Device), позволяющую пользователям работать со своих личных устройств. В то время как она считается довольно прогрессивной и комфортной для сотрудников, слишком высок риск утечки данных.
Пожалуй, наиболее эффективным методом для бизнеса было бы обучение персонала хотя бы основам безопасности и сетевой гигиены. Но даже это не всегда может сработать, особенно если речь идет о персонале неайтишных специальностей. В общем, бизнесу еще предстоит найти решение проблемы утечки данных через приложения.
Что же до рядовых пользователей, то здесь ситуация вряд ли изменится. В обмен на бесплатные приложения люди все так же будут отдавать личные данные в руки посторонних, поскольку, очевидно, такая система вполне устраивает большинство пользователей.