Во вторник Microsoft заявил о том, что больше не будет заниматься производством одного из своих самых оригинальных продуктов - сенсора захвата движений Kinect.
Когда Kinect для Xbox 360 был продемонстрирован публике в 2009 году, он выглядел как фантастическая игрушка из будущего. Пользователь мог контролировать игры при помощи естественных движений тела и голосовых команд. Почти виртуальная реальность.
В 2010 году Kinect пользовался большой популярностью и даже попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый продаваемый гаджет. Однако позже его популярность быстро сошла на нет. Почему же Kinect, некогда столь популярный, потерпел крах? Попробуем разобраться.
Игрушка из будущего
Изначальная цель Kinect была весьма амбициозной. С помощью этого сенсора и консоли Xbox 360 Microsoft хотел радикально изменить само представление о консольном игровом процессе. Вместо того, чтобы управлять игровым персонажем, сидя с контроллером в руках, пользователю предлагалось встать и немного подвигаться.
Была и еще одна причина запуска Kinect. Xbox 360 была представлена в 2005 году и поначалу неплохо продавалась, но позже Microsoft потребовалась какая-нибудь уникальная фишка, которая бы отличала консоль от конкурентов, Sony PlayStation 3 и Nintendo Wii. Kinect должен был вдохнуть в Xbox 360 новую жизнь и, потенциально, заложить основу для совершенно новой игровой экосистемы, полностью подконтрольной Microsoft.
Ожидания были очень велики. К примеру, корпоративный вице-президент Microsoft Шэйн Ким считал, что Kinect позволит Xbox 360 оставаться на рынке аж до 2015 года. А бывший генеральный директор компании Стив Балмер вообще заявлял, что Kinect - ни что иное, как «новый Xbox».
Поначалу все шло по плану. 4 ноября 2010 года состоялся помпезный запуск нового продукта. На одну лишь рекламную кампанию Kinect было потрачено $500 млн. Новую игрушку испытала в одном из выпусков своего шоу даже знаменитая телеведущая Опра Уинфри.
Пресса, особенно неигровые издания, во весь голос нахваливала Kinect. Все это привело к тому, что за первые 60 дней с момента запуска было продано более 8 млн сенсоров. Именно тогда устройство и попало в Книгу рекордов Гиннеса.
Впрочем, очень скоро публика начала осознавать, что новая игрушка не лишена серьезных проблем.
Проблема 1: недостаток хороших игр
Специализированная игровая пресса была изначально чуть менее благосклонна к Kinect. Игровые журналисты, хотя и хвалили устройство за новый опыт, жаловались на недостаточное количество контента, совместимого с сенсором. На момент запуска лишь 17 игр поддерживали Kinect, и лишь одна из них была более-менее интересной и веселой.
Поначалу все думали, что со временем ситуация изменится к лучшему, что разработчикам просто нужно время. Но ситуация не изменилась. Большую часть игр, которые вышли для Kinect, можно было разделить на два категории - «семейные развлечения» и «фитнес-тренеры». Как вы понимаете, обе эти категории абсолютно унылы.
По-настоящему же интересные игры выходили без поддержки Kinect. Как объяснил впоследствии один из разработчиков Xbox, красивым и дорогостоящим боевикам такой контроллер просто не нужен. Серия Halo, к примеру, имеет отточенную и проработанную систему управления, и разработчикам незачем изобретать велосипед. В общем, спустя год для Kinect не было выпущено ни одной игры AAA-класса.
Проблема 2: низкая точность ввода
Kinect предоставлял пользователям возможность управлять Xbox 360 голосом и жестами. В 2010 году это казалось настоящей фантастикой. Вот только точность ввода была не идеально. По словам пользователей, сенсор исполнял команды примерно в 85% случаев.
Представьте, что вы играете в файтинг и пытаетесь выполнить сложную комбинацию ударов. Одна ошибка - и комбинация прервана. Очевидно, что вы будете разочарованы, если причиной этой ошибки станет неточность в работе сенсора.
То же самое с просмотром фильмов. Вы даете Kinect команду “пауза”, но сенсор не слушает вас с первого раза. Все это сильно раздражает.
Проблема 3: Kinect требует много свободного места
Чтобы Kinect работал, игрок должен находиться на расстоянии от 2 до 3 метров от сенсора. Также необходимо освободить место справа и слева, чтобы иметь возможность перемещаться и размахивать конечностями.
В общем, игрушка требует много свободного места, в то время как со стандартным геймпадом можно спокойно сидеть хоть в метре перед телевизором.
Провал с Xbox One
Несмотря на все эти недостатки, полумиллиардная рекламная кампания Microsoft сыграла свою роль. В январе 2012 года компания отчиталась о продажах 18 млн сенсоров Kinect. При этом общие продажи Xbox 360 составляли 66 млн. Это значит, что сенсором обзавелся каждый четвертый игрок. Год спустя, в 2013 году, общие продажи составили 24 млн сенсоров Kinect и 76 млн консолей Xbox 360. В общем, несмотря ни на что дела шли довольно неплохо, но потом Несмотря анонсировал новую консоль Xbox One.
Маркетинговый провал заключался в том, что новой консоли требовалась новая версия Kinect. При этом консоль и сенсор поставлялись исключительно в комплекте. Купить приставку без сенсора было невозможно, и из-за этого общая цена набора составляла целых $499. Но в то же время на рынок вышла Sony PlayStation 4, чья цена составляла $399.
Microsoft снова активно рекламировал свои продукты, но пользователи уже не слушали громкую рекламу и предпочитали более дешевую PlayStation 4. К 2014 году продажи PlayStation 4 превысили продажи Xbox One в три раза.
Ситуация усугублялась еще и тем, что новый Kinect имел ту же проблему, что и старый - катастрофическую нехватку хороших игр. Реклама Microsoft во всю твердила, что «Kinect - это будущее», но на момент релиза новый сенсор поддерживался лишь одной игрой - слабеньким файтингом Fighter Within, который пользователи и критики оценили на 24 балла из 100 возможных.
Последнее отступление
В апреле 2014 года состоялся релиз игры Kinect Sports Rivals. Это был дорогой проект, над которым трудилась команда из 150 человек. Игра должна была продемонстрировать полные возможности Kinect и возродить интерес публики к сенсору. Увы, и этот проект оказался провальным. Игра даже не окупила собственный бюджет.
на телешоу Джимми Фэлона
Видя, что Kinect тянет на дно новую консоль Xbox One, Microsoft принимает решение разделить комплект. С мая 2014 года пользователи могут купить Xbox One без Kinect всего за $350, на $50 дешевле Sony PlayStation 4. Желающие могут заполучить Kinect отдельно за $150, либо в комплекте с Xbox One по старой цене в $500.
Этот ход был неоднозначно воспринят аудиторией. С одной стороны, продажи Xbox One тут же начали расти. С другой, разочарованными оказались 5 млн человек, которые уже успели купить дорогой комплект с ненужным им сенсором.
Таким образом, из фантастической игрушки 2010 года Kinect окончательно превратился в бесполезный и дорогой балласт. Новая версия Xbox One S, представленная в прошлом году, вообще не имеет разъема для подключения этого сенсора. Теперь пользователю, который захочет подключить Kinect, требуется переходник стоимостью $40. После этого снятие сенсора с производства было лишь вопросом времени.
Посмертие
Впрочем, Kinect не совсем умер. Можно сказать, что сенсор обрел необычную вторую жизнь вне мира игр.
Технология захвата движений, на которой основывалась работа Kinect, сегодня используется в огромном количестве приложений. Еще в 2010 году генеральный директор компании Adafruit Лимор Фрид выпустил неофициальную версию драйверов, которые позволял подключать Kinect к компьютерам под управлением Windows. Microsoft это поначалу не понравилось, но позже компания смирилась с неизбежным и выпустила официальные драйвера для компьютеров.
С тех самых пор с Kinect начали экспериментировать художники и любители робототехники. Вот, к примеру, как выглядит арт-проект PomPom Mirror, использующий Kinect для захвата движений зрителя.
Элементы Kinect перекочевали и в Windows. К примеру, Windows Hello, система распознавания лиц из Windows 10, основывается на наработках Kinect. И, наверняка, какая-то частичка сенсора будет присутствовать и в гарнитуре дополненной реальности Microsoft HoloLens.