В этом интервью мы поговорим с двумя представителями Beetroot, которые стояли у истоков формирования видения компании. Именно они побудили нас переключить внимание с традиционных крупных ИТ-центров в Киеве или Одессе на небольшие города по всей стране.
Существует много причин, чтобы уехать из мегаполиса и начать строить бизнес в маленьком городе — от экономии до меньшей конкуренции, но в нашем случае основополагающим было желание открыть потенциал многих и многих талантливых людей, живущих далеко от шума и суеты столицы. Мы увидели, что, сотрудничая с разработчиками по всей стране, сможем быстро обучить и натренировать большое количество людей, способных справится с растущими потребностями мировой ИТ-индустрии. Под небольшими городами в данном тексте мы подразумеваем города с населением свыше 200 000, такие, как Полтава, Ивано-Франковск, Краматорск.
Интервью с Уве Поомом менеджером по партнерству и файндрайзером Beetroot Academy, а также с Андреасом Флодстромом, исполнительным директором Beetroot и Beetroot Academy.
Чем занимается Beetroot в небольших городах?
Уве: По большому счету, мы открываем академии и обучаем людей. Если говорить с позиции индивидуума, мы создаем новые профессиональные возможности. Ведь экономика небольших городов нуждается в реновации. Если говорить с позиции глобального рынка, то давайте согласимся, что для модернизации экономики, мы должны улучшить квалификацию людей во всех городах — и больших, и маленьких. Современная экономика является цифровой и требует определенных знаний. С помощью Академии мы делаем свой вклад в развитие экономики в небольших городах для перехода в новую эпоху. Мы подстегиваем рынок к изменениям. Я думаю, что с момента открытия в новых городах, мы дали им серьезный импульс к развитию, по крайней мере в сфере ИТ.
Мы создаем пул талантливых специалистов, используя практичное и быстрое образование. Мы, по сути, являемся медиатором между старым и новым, перекидывая мост между устаревшими институтами высшего образования и динамическими потребностями рынка, между привычным способом ведения дел и трансформирующейся экономикой.
Андреас: Мы стремимся создать новые возможности, развивая региональный рынок ИТ. Это если говорить просто. Но в целом картина довольно-таки запутанная. Если вы подумаете о пирамиде Маслоу, в ней есть основной уровень, верно? Это то, что мы делаем вначале — даем людям работу и достойные зарплаты, чтобы они могли приобрести все необходимое. Затем мы переходим на новый уровень пирамиды. Мы предоставляем им цель, учим думать о больших вещах, а не просто о зарплате. Сегодня в Украине достаточно легко найти либо очень дорогие, либо очень дешевые вещи — но между ними пропасть. Мы хотим, чтобы люди стремились к созданию среднего класса.
Как отличается ведение бизнеса в небольших городах от мегаполисов?
Уве: Есть три основных аспекта. Первый — это стоимость. Чем дальше от центра, тем дешевле. Второй — это риски. В мегаполисах они значительно выше, поскольку тебе приходиться не только начинать свой бизнес, но и бороться с конкуренцией. Третий — это влияние окружения. Работая в напряженной, стремительной атмосфере большого города, компаниям очень тяжело увидеть след, который они оставляют. В небольших городах ты сразу видишь результаты своей работы и это, определенно, вдохновляет на большее.
Андреас: Прежде всего нужно понимать, что история аутсорса основывается на значительном дисбалансе. Одна и та же работа оценивается по разному в разных местах. Например, стоимость услуг разработчика в мегаполисе отличается от стоимости тех же услуг в маленьком городе. Мы не притворяемся святыми и не говорим, что не используем это для своей выгоды. Но в то же время, мы пытаемся как-то уменьшить этот дисбаланс. Только представьте, что разработчик из Полтавы (небольшой украинский город) достаточно образован и имеет достаточный уровень, чтобы конкурировать с разработчиками из Швеции. Это открывает новые возможности для людей, шанс изменить свою жизнь и жизнь украинского общества в целом.
Почему мы начали этим заниматься?
Уве: По большей части, мы стремились к сбалансированному развитию страны. Украинский бизнес в большинстве своем сосредоточен в нескольких городах, в то время как другие остаются в тени. Это как замкнутый круг.
Люди уезжают из небольших городов, бюджет этих городов получает меньше налогов, вследствие чего не может развиваться и предлагать молодым людям перспективную работу, которая могла бы заставить их остаться. Единственный способ разорвать этот круг - это создать привлекательные возможности в маленьких городах и убедить людей дать им шанс.
Андреас: Мы открываем Академии в небольших городах, чтобы помочь развитию этих регионов. Это развитие данных регионов. У нас достаточно особое предложение — практические курсы, которые помогут найти работу в ИТ-сфере. Мы отбираем людей не по их навыкам или специализации, но по определенному набору качеств и ценностей, которые, по нашему мнению, делают их более заинтересованными в развитии украинского общества.
Уве: Открывая новую компанию, мы, безусловно, создаем возможности. Но на этом дело не заканчивается. На каждую новую вакансию в ИТ приходится парочка сопутствующих позиций. В западных странах, такое соотношение равняется приблизительно одной-двум новым работам на каждую новую работу в ИТ. Но в Украине, где разница между зарплатами в ИТ-индустрии и в других сферах до нелепости большая, каждая новая работа в ИТ генерирует 3.8 других позиций. Это просто невероятное влияние!
Как это влияет на ИТ-сферу и экономику Украины в целом?
Андреас: Основная цель — это развивать средний класс в Украине. 80% работников ИТ-сферы в Украине работают на внешние рынки, отчего экономика страны остается слабее тех стран, куда поставляются данные услуги. Предлагая новые возможности трудоустройства в рамках международных компаний, мы создаем приток инвестиций. Мы делаем это не только ради вливаний в экономику, а также для того, чтобы изменить мировоззрение людей и научить их ответственности.
Уве: Мы видим, что открытие Академий в небольших городах повлияло на индустрию в целом. Мы не только повышаем уровень образования в сфере ИТ, мы усиливаем конкурентную среду. Мы формируем лояльность к людям из небольших городов. Также мы активно сокращаем гендерное неравенство в этой сфере, поскольку две трети наших студентов — женщины. Мы получаем гранты от разных организаций, благодаря чему можем предоставлять стипендии женщинам, которые хотят получить техническую специальность. Поступая таким образом, мы привлекаем еще 50% населения в ИТ-отрасль и расшатываем патриархальные устои этой индустрии.
С какими трудностями мы столкнулись?
Уве: Молодые люди все еще верят, что если они уедут заграницу, то их ждёт более перспективное будущее. Может это так, а может - нет. Но когда так много людей хотят уехать, очень сложно найти студентов в небольших городах, готовых учиться. Другая проблема - мировоззрение. Жители больших городов имеют более прогрессивные взгляды. Это прослеживается в их независимости, самоорганизации и готовности нести ответственность. А вот жители маленьких городов часто пассивны и любят перекладывать ответственность на кого-то другого. Это наследие советского периода, когда государство следило за всеми аспектами человеческой жизни, тем самым ограничивая индивидуальную свободу. Мы считаем, что это может изменится в тот момент, когда люди увидят открывающиеся перед ними возможности.
Как это помогает международному бизнесу?
Уве: Я верю, что, создавая новые академии в небольших городах, мы обретаем колоссальные возможности менять механизмы функционирования бизнеса. Давайте подумаем об уже существующих моделях. Например, что если Google решит открыть новые офисы в Европе. Они будут сотрудничать с местными университетами, чтобы обучить людей “под себя”. Этот процесс может продлиться три, четыре, а может и пять лет. У нас схожая концепция - мы обучаем людей под определенные требования, но делаем это значительно быстрее. Клиенты Beetroot могут сотрудничать с Академией, чтобы, скажем, запустить целенаправленный курс и уже через 3-4 месяца получить специалистов, которые бы соответствовали их требованиям. Компании не хотят создавать свой учебный план - они хотят найти подходящих сотрудников, и это как раз то, чем мы занимаемся. Мы выбираем только тех, кто достаточно мотивирован, чтобы учится, и это гарантирует качество будущих профессионалов.
Андреас: Рынок труда сейчас более глобальный. В Академии мы предоставляем шанс получить достаточную компетенцию и включиться в мировую конкуренцию. В долгосрочной перспективе, мы верим, мир станет идеальным, и все смогут конкурировать честно и на равных условиях, вне зависимости от места проживания, расы или пола - опираясь только на свои знания и опыт.