Наша галактика оказалась изрядно покореженной / Все новости / Главная

Все еще со школы знают, что наш Млечный Путь представляет собой спиральную галактику с двумя рукавами. На картинках он обычно изображается в виде аккуратной плоской спирали. Увы, на деле все не так гладко. Ученые Университета Маккуори в Австралии и Китайской академии наук выяснили, что реальная форма нашей галактики далека от идеала. Млечный Путь оказался изрядно покореженным. Об этом сообщается в статье, опубликованной вчера в журнале Nature Astronomy.

Ученые использовали точные данные о местоположении 1339 звезд, называемых Цефеидами. Это молодые голубые звезды, которые в 20 крупнее нашего Солнца и светят в 100 тыс. раз ярче него. В астрономии они играют роль своеобразных “маяков”. Ориентируясь по их переменному блеску, астрономы выясняют расстояния до удалённых объектов. В данном случае ученые попытались составить максимально точную трехмерную карту всего Млечного Пути.

Трехмерная карта Млечного пути. Красные и синие точки - "звездные маяки" Цефеид

«Обычно мы думаем о спиральных галактиках, как о довольно плоских, как, например, галактика Андромеды, которую Вы можете легко рассмотреть в телескоп», -  говорит профессор Ришар Де Гриж, соавтор исследования и астроном Университета Маккуори.

По словам Де Грижа, попытка рассмотреть Млечный путь, находясь внутри него, сравнима с попыткой рассмотреть всю Австралию, находясь в городском парке Сиднея. Тем не менее, уже в течение 50 лет астрономы то и дело натыкаются на свидетельства того, что что водородные облака в Млечном Пути сильно деформированы.

Новая карта показывает, что большая часть Млечного Пути, действительно, лежит в одной плоскости. Но по мере отдаления от центра гравитационное воздействие от внутренней части галактики ослабевает. Соответственно, отклонение от плоскости увеличивается.

Почему это важно

Примерно так Млечный Путь мог бы выглядеть со стороны

Помимо того, что деформированная форма нашей галактики - сам по себе очень любопытный факт, также он очень важен для развития науки.

Профессор Де Гриж утверждает, что понимание динамики и распределения массы может помочь ученым в охоте на темную материю - таинственное вещество, которое взаимодействует с нашей вселенной только посредством гравитации. «Большая часть Млечного пути состоит из темной материи. Мы не знаем, что это, мы лишь просто знаем, что здесь присутствует очень большая масса. То, что внешний диск Млечного Пути не ограничен тонкой плоскостью, может подсказать нам, где находится темная материя», - объясняет Де Гриж.

Тэги:   Наука