Ученые давно предполагали, что социальные сети и тревожные новости могут негативно сказываться на коллективной способности людей концентрировать внимание. Под коллективным вниманием следует понимать способность общества длительное время интересоваться определенной темой или новостью. До недавнего времени предположение о снижении уровня коллективного внимания считалось гипотезой. Но теперь информация подтвердилась фактами.
Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Communications, подтверждает, что способность общества концентрировать внимание на чем-то определенном в течение длительного периода времени постепенно уменьшается в течение последних лет. И это затрагивает не только новости или скандалы в соцсетях, но и более традиционные сферы жизни, включая книги, поиск в сети, популярность новых фильмов и многое другое.
“Кажется, что у нашего коллективного уровня внимания есть определенный размер. Но культурные единицы, которые борются за это внимание, стали более насыщенными”, - утверждает профессор Сьюн Леманн из Технического университета Дании.
В ходе исследования команда изучила данные из разных источников:
- тренды соцсети Twitter с 2013 по 2016 год,
- просмотры столетних текстов из сервиса Google Books,
- динамику продаж билетов в кино за последние 40 лет;
- научные публикации за прошедшую четверть века;
- данные Google Trends с 2010 по 2018;
- статистику Reddit с 2010 по 2015;
- статистику Википедии с 2012 по 2017.
На основании всего этого ученые с уверенностью утверждают: общество не только быстрее перестает интересоваться трендами из соцсетей, но теряет способность к концентрации коллективного внимания в целом.
Если в прошлом горячие новости могли обсуждаться неделями, а то и месяцами, то сегодня сознание людей постоянно находится в поисках чего-то свежего. Потому интерес к очередной порции информационного контента зачастую испаряется уже на следующий день, а то и раньше.
Сейчас ученые планируют продолжать исследования и выяснить, как эти коллективные процессы влияют на восприятие отдельных личностей.