В последнее время человечество остро нуждается в новом экологически чистом виде топлива, которое можно было бы использовать для воздушного и морского транспорта. Группа исследователей из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETHZ) разработала уникальную технологию, позволяющую производить жидкое углеводородное топливо, используя солнечный свет и воздух.
Новая солнечная перерабатывающая установка в данный момент смонтирована прямо на крыше машинной лаборатории ETHZ.
Она производит синтетическое топливо, которое в процессе сгорания выделяет не больше углекислого газа (CO2), чем было получено из воздуха во время создания этого топлива. Таким образом, баланс выбросов углерода сводится к нулю.
В ходе демонстрации установка извлекла из воздуха CO2 и воду, затем разделила их и создала синтез-газ - смесь газов, которая может быть переработана в керосин, метанол или другие углеводороды.
Производство синтез-газа - не новость. Но, по словам профессора Стайнфелда из ETHZ, новая технология доказывает, что он может быть получен из солнечного света и воздуха в реальных полевых условиях.
Термохимический процесс использует весь солнечный спектр и проходит при высоких температурах, обеспечивая высокую скорость реакций и эффективность. CO2 и вода, собранные из воздуха, попадают в солнечный реактор, расположенный в центре параболического отражателя. Отражатель концентрирует солнечный свет и тепло, таким образом, температура в реакторе достигает 1500 градусов Цельсия. В керамической структуре в основании реактора находится оксид церия. При контакте с ним при большой температуре CO2 и вода распадаются, образуя синтез-газ.
Разработка является частью европейской инициативы EU SUN-to-LIQUID, призванной найти новый источник чистого топлива. Установка на крыше ETHZ вырабатывает примерно децилитр (0,1 литра) керосина в день. Это не много. Но не стоит забывать, что и единичная солнечная панель не вырабатывает много электроэнергии. Подобные проекты всегда рассчитаны на большую площадь. В данный момент ученые планируют разместить более крупную установку в солнечной башне, расположенной под Мадридом. А следующим шагом станет создание установок, пригодных для масштабного промышленного развертывания.
“Солнечный завод, площадью около 1 квадратного километра может произвести около 20 тыс. литров керосина в день. Теоретически, завод размер со Швейцарию, или с одну треть калифорнийской пустыни Мохаве, может удовлетворить потребность в керосине всей авиационной промышленности мира”, - говорит Филипп Ферлер, директор Synhelion, дочерней компании ETHZ.