Беспилотные автомобили - прекрасная идея, которая будоражит умы людей уже не одно десятилетие. В последние годы она начинает начинает реализовываться на практике, но для создания полного автопилота, каким его показывает фантастическое кино, нужно сделать еще очень многое. Например, четко определиться, каким должен быть этот автопилот. Хотя над беспилотной технологией сегодня работают многие компании, четких критериев не существует. Потому крупнейшие технологические гиганты и производители автомобилей и решили устранить эту неясность.
Одиннадцать компаний, включая Intel, Audi и Volkswagen, объединились для разработки единых принципов автомобильного автопилота. Результатом работы стал объемный и подробный 146-страничный документ, определяющий, какой должна быть беспилотная технология. Вот краткая суть этих “заповедей”:
- Безопасная работа: автономное транспортное средство должно быть в состоянии справиться с потерей любого из ее критических компонентов.
- Уровень безопасности: беспилотный автомобиль должен знать пределы своих возможностей и понимать, когда контроль должен быть передан водителю-человеку.
- Оперативное реагирование: автономное транспортное средство должно быть готово объективно оценивать риски типичных ситуаций на дороге.
- Поведение в трафике: поведение автомобиля должно быть предсказуемым для других водителей на дороге. При этом оно должно соответствовать всем правилам дорожного движения.
- Пользовательская ответственность: транспортное средство должно уметь распознавать состояние водителя и следить за уровнем его концентрации на дорожной обстановке. Также оно должно сообщать водителю о задачах, за которые тот несет ответственность.
- Если передача управления инициируется автомобилем: автономные транспортные средства должны заранее сообщать водителям, когда тем необходимо взять управление на себя. Процесс передачи управления должен быть простым. Если водитель игнорирует запрос на передачу контроля, автомобиль должен уметь выйти из ситуации с минимальным риском.
- Если передача управления инициируется человеком: у водителя должен быть способ в любой момент явно сообщить автомобилю о том, что он берет управление на себя.
- Эффекты автоматизации: автономное транспортное средство должно учитывать, как автоматические функции могут затронуть водителя, даже после того, как непосредственный период беспилотного вождения завершен.
- Оценка безопасности: должен существовать четкий и последовательный способ проверить и подтвердить способность автономного автомобиля удовлетворять общим требованиям безопасности.
- Запись данных: если беспилотный автомобиль становится “свидетелем” дорожно-транспортного происшествия или какого-либо иного инцидента, он должен автоматически активировать запись соответствующих данных способом, который не нарушает актуальные законы о конфиденциальности.
- Защита: автономные автомобили должны оснащаться защитой от угроз безопасности, включая кибербезопасность.
- Пассивная безопасность: беспилотный автомобиль должен быть подготовлен к любым сценариям столкновений на таком же уровне, как современный автомобиль без функций автопилота.
Как можно увидеть, принципы касаются не только вождения, но и того, как автомобиль должен взаимодействовать с человеком и окружающим пространством. Они выглядят разумными и взвешенными, но не стоит забывать о том, что документ носит исключительно рекомендательный характер. То есть, разработчикам беспилотных автомобилей не обязательно следовать этим принципам.
Представители компаний вроде Tesla и Waymo не участвовали в написании “заповедей”. Так что, возможно, у них есть и другие идеи касательно правил безопасного автопилота.