Самолеты называют “железными птицами”. Теперь это выражение перестает быть метафорой. Компания Airbus разработала концепт самолета под названием Bird of Prey (“хищная птица”), который заимствует многие элементы конструкции у орлов и соколов.
Концепт гибридно-электрического аппарата был продемонстрирован на международном показе боевой авиационной техники Royal International Air Tattoo (RIAT) в Великобритании. Его главная задача - борьба с однообразностью.
По словам разработчиков, процесс развития технологий имеет серьезный недостаток. Когда техника достаточно долго развивается в определенном направлении, то рано или поздно каждая машина в конкретном классе становится похожей на другие. Каждый смартфон похож на любой другой смартфон, каждый малолитражный автомобиль похож на любой другой малолитражный автомобиль, каждый пассажирский самолет похож на другие пассажирские самолеты.
Такую картину можно объяснить максимальной эффективностью конкретной формы. Но всегда существует вероятность, что, радикально пересмотрев конструкцию, эффективность можно повысить еще сильнее. А для этого необходим свежий взгляд, который не будет цепляться за старые наработки. В общем, иногда “изобретать велосипед заново” - не такая уж плохая идея.
Концепт Airbus Bird of Prey - попытка изобрести заново самолет. Он является совместным детищем Королевского авиационного общества, некоммерческой организации Air League, британского Института инженерии и технологий, а также Технологического института аэрокосмических технологий. Концепт разработан к 50-летию Airbus Group.
По словам представителей Airbus, концепт вполне жизнеспособен, но никогда не будет построен. Тем не менее некоторые биомиметические решения могут быть использованы в будущих моделях самолетов. Концепт предлагает множество интересных технологий - гибридно-электрические двигатели, активные системы управления, использование новейших материалов. Но самое поразительное - крылья с большими, “перьями”, каждое из которых во время полета управляется индивидуально. Сама форма крыльев, арками растущих из фюзеляжа, также имитирует анатомические особенности хищных птиц. “Перья” в хвосте самолета также подвижны и используются для активного контроля.
«Наша “хищная птица” разработана, чтобы служить источником вдохновения для молодых людей и создавать “WOW-эффект”, который подтолкнет их к карьере в аэрокосмической отрасли», - говорит Мартин Астон, старший менеджер в Airbus. По его словам, живая природа - один из лучших источников идея для современной инженерии. Так что техника будет биомимикрировтаь и дальше.