Метеорный поток Персеиды: Что это такое и как это сфотографировать / Все новости / Главная

Прямо сейчас в небе над нашими головами разгорается одно из самых ярких астрономических явлений года - Земля проходит сквозь метеорный поток Персеиды.

Персеиды - один из самых ярких ежегодных звездопадов. Он же - самый известный. Звездопад проходит теплыми августовскими ночами, так что наблюдать за ним куда комфортнее, чем, к примеру, за декабрьскими Геминидами. Разберем подробнее, что это за явление и как его можно запечатлеть на фото.

Когда проходит звездопад?

Персеиды можно наблюдать с 15 июля по 17 августа каждого года. То есть, выйдя сейчас на улицу, вы вполне можете увидеть в небе росчерки метеоров. Тем не менее, лучше всего наблюдать за потоком во время его пиковой мощности. В этом году пик звездопада приходится на 11, 12 и 13 августа.

Увы, на 15 августа 2019 приходится полнолуние. А значит, наблюдать за метеорами будет мешать яркий свет почти полной Луны. Так что рекомендуем  начинать наблюдения уже после того, как Луна скроется за горизонтом. В Украине это будет происходить в такое время:

• ночь с 11 на 12 августа - заход Луны в 01:22;
  • ночь с 12 на 13 августа - заход луны в 03:02.

Данные приведены для Киева, в других регионах Украины разница может составлять до нескольких десятков минут.

Где именно видны Персеиды?

Мелькание метеоров заметно практически на всем куполе ночного неба, но все они “вылетают” примерно из одной области. Место в небе, которое визуально кажется источником метеоров, называют радиантом. Радиант Персеид находится рядом с созвездием Персея. Именно потому поток носит такое название.

Созвездие Персея можно увидеть на восточной части неба. Для выбора нужного направления мы рекомендуем воспользоваться какой-либо интерактивной звездной картой, вроде SkyView Free или аналогичной. Такие приложения используют встроенный компас смартфона для автоматического определения местоположения созвездий.

О лучших бесплатных приложениях для наблюдения за звездами мы уже рассказывали ранее

Почему возникают Персеиды

Хотя метеоры летят со стороны созвездия Персея, к самому созвездию они не имеют никакого отношения. Все они имеют вполне местное происхождение. Это всего лишь шлейф пылевых частиц, выпущенных кометой Свифта - Таттла (109P/Swift-Tuttle). Комета летает по Солнечной системе, делая оборот вокруг Солнца раз в 135 лет и оставляя за собой гигантский пылевой шлейф. Последний раз она была здесь в 1992, так что ждать следующего сближения придется до 2126 года. Но поскольку орбита кометы пересекается с орбитой Земли, ее шлейф мы можем видеть ежегодно.

"Мать" Персеид. Комета Свифта — Таттла, фото 1892 года

Каждый год в августе наша планета проходит сквозь поток мелких частиц пыли и льда. Частицы врезаются в нашу атмосферу на скорости более 150 тыс. км/ч. На такой скорости они вспыхивают и сгорают, оставляя в небе яркие прочерки. Таким образом, то, что мы привыкли называть “падающими звездами”, на деле является всего лишь падающей пылью. Что, впрочем, не снижает зрелищности явления.

Означает ли это, что комета Свифта - Таттла угрожает Земле?

Нет, несмотря на обилие “желтых” заголовков в СМИ.

Хотя наши орбиты пересекаются, эти пересечения происходят слишком редко. Еще в 1992 году ученые задались подобным вопросом. Они произвели вычисления и выяснили, что в ближайшие несколько тысячелетий нам точно ничего не угрожает. Ближе всего друг к другу Земля и комета будут находиться в сентябре 4479 года, но даже тогда шанс столкновения составляет всего 0,0001 %.

Проходят ли другие планеты через поток Персеид?

Нет, это эксклюзивная фишка Земли. Дело в том, что орбиты всех планет нашей системы расположены на одной плоскости, называемой “плоскостью эклиптики”. Вытянутая овальная орбита кометы Свифта - Таттла расположена к этой плоскости под крутым углом в 113 градусов. Комета пересекает с плоскостью эклиптики всего в двух местах. Одно место располагается прямо на орбите Земли. Второе - между орбитами Урана и Сатурна Таким образом, метеорный поток Персеид проявляется только в земном небе.

Впрочем, само по себе это явление - не такая уж большая редкость. Другие планеты, включая Венеру, Марс и Меркурий, пересекаются с другими метеорными потоками. А Юпитер в 1994 году вообще пережил столкновение с кометой. Это событие сильно напугало ученых и созданию на Земле планетарной защиты от астероидов

Если метеоры сгорают в нашей атмосфере, могут ли они закончиться?

В теории - могут. На практике - не дождетесь. Человечество наблюдает Персеиды уже много тысяч лет. Одно из первых упоминаний этого явления содержится в древней китайской летописи, датируемой 36 годом нашей эры. Конечно, метеорный поток может незначительно слабеть, но раз в 135 лет комета возвращается и “обновляет” его.

Всегда ли Персеиды одинаковы?

Нет. На поток может влиять гравитация других планет, немного смещая его. Также стоит учитывать, что шлейф не летает строго по орбите кометы, а постепенно смещается, образуя что-то вроде деформированной спирали. Таким образом, частицы льда и пыли, выброшенные кометой в 1479 году, сейчас находятся немного дальше от ее орбиты, чем частицы, выброшенные в 1862.

В 2016 году Персеиды были особенно активными

Когда Земля проходит через смещенные потоки, мы можем наблюдать “выбросы” - резкие увеличения количества метеоров, наблюдаемых в час. Такое, например, было три года назад, в 2016. Увы, в этом году всплесков не ожидается.

Персеиды - единственный метеорный поток?

Конечно нет. Декабрьские Геминиды мы уже упоминали. Они бывают даже ярче Персеид, но наблюдать за ними холодно. Кроме того, декабрьское небо слишком часто оказывается затянуто тучами.

Всего астрономическая база данных Meteor Data Center насчитывает более 700 метеорных потоков разной степени интенсивности.

Как сфотографировать Персеиды?

Для начала, найдите место потемнее. Желательно выехать за город, куда-нибудь в степь, где вам не будут мешать ни постройки, ни световая завеса. Вам потребуется штатив для фотоаппарата и спусковой тросик, который избавит вас от необходимости трогать аппарат дрожащими руками. Также желательно использовать широкоугольный объектив. Конечно, подойдет и обычный, но у широкоугольного шанс “поймать” метеор чуть выше.

Снимать следует в формат RAW, позволяющий постфактум корректировать экспозицию снимка. Само собой, съемку следует производить в ручном режиме. Фокусное расстояние камеры следует установить на бесконечность. Диафрагму объектива - открыть на максимум. Слишком высокую чувствительность (ISO) устанавливать не стоит. Для съемки звезд и метеоров достаточно ISO 800. При таких настройках на фотографиях не должно быть слишком много цифрового “шума”.

Выдержка (время открытия затвора) не должна превышать 30 секунд. При такой длительности съемки у вас достаточно высокий шанс запечатлеть метеор, но звезды еще не успеют сместиться на фото, превратившись в полоски.

Фотографы рекомендуют направлять камеру не прямо в небо, а попытаться разместить в кадре какой-либо объект, например, верхушки деревьев. Так фотографии получаются более выразительными и интересными.

Пожалуй, это все советы. Дальше всё звисит от удачи. Направьте камеру в сторону радианта Персеид и снимайте с 20-30 секундной выдержкой. Если вам повезет, на снимках обязательно отметится парочка метеоров.

Тэги:   Космос