Во времена колониального правления в Индии британцы столкнулись с проблемой - в стране развелось слишком много опасных индийских кобр. Для решения этой проблемы власти решили выплачивать награду за головы убитых змей. Но хитрые индусы довольно быстро сообразили, что охота - не самый выгодный вариант. Гораздо проще и выгоднее разводить кобр на дому. Когда британцы перестали платить за головы змей, новоиспеченные “фермеры” просто выпустили свою живность на свободу, из-за чего поголовье кобр увеличилось в разы.
Так появилось понятие “эффект кобры”. Оно означает ситуацию, когда действие, призванное решить какую-либо проблему, приводит к обратному результату. Эффект возникает потому, что человек не может предусмотреть всех вариантов развития событий. То, что на бумаге и в теории кажется безупречным решением, на практике сталкивается с мелочами и нюансами, способными перевернуть ситуацию с ног на голову.
К слову, очень часто причиной “эффекта кобры” становится именно человеческий фактор. Вот небольшой пример из реальной жизни. Мой знакомый был нанят для автоматизации сельскохозяйственного предприятия на юге Украины. Он разработал систему, которая работала безупречно и требовала минимума человеческого вмешательства. Довольны были все, кроме работников этого предприятия. Опасаясь сокращений, они начали попросту портить автоматику. В присутствии начальства и инженеров система работала идеально, но стоило отвернуться, как начинался саботаж. В результате выработка продукции сокращалась, и исправить ситуацию удалось, лишь вернув все в полуручной режим.
В мире высоких современных технологий эффект кобры также проявляется довольно часто. Вот несколько ярких примеров.
Райдшеринговые сервисы увеличивают пробки
Пожалуй, провал райдшериногвой экономики - самый яркий пример за последнее время. Десять лет назад предполагалось, что отказ от личного транспорта в пользу райдшеринга (совместного пользования автомобилем) и сервисов такси вроде Uber, должен разгрузить дороги. Сегодня мы видим обратный эффект.
В мае ученые Университета Кентукки опубликовали исследование, согласно которому райдшеринговые компании не только не снижают проблему трафика, но значительно ухудшают ситуацию. Особенно сильно от них страдают крупные города западных стран. В частности, в Сан-Франциско, который является домом для компаний вроде Uber и Lyft, водители стали стоять в пробках в полтора раза чаще, чем в 2010 году. И главная причина этого - не рост количества машин, а именно разнообразные сервисы такси, бурно развивающиеся в последние годы.
Дело в том, что 62% своего времени автомобили подобных сервисов находятся на дороге “вхолостую”. То есть, они не перевозят людей, а либо движутся по направлению к клиенту, либо едут на парковку. Если бы человек пользовался личным автомобилем, городские дороги были бы менее загруженными.
Гипердиагностика онкологических заболеваний
Хотя ученые регулярно сообщают об очередных успехах в разработке лекарства от рака, эта болезнь все еще остается неизлечимой. В развитых странах она является одной из основных причин смертности взрослого населения.
Тем не менее, медицинские технологи по-настоящему преуспели в диагностировании рака. Нейросети позволяют разрабатывать новые типы сканирования и обнаружения болезни на ранних стадиях. В теории, это должно было привести к снижению уровня смертности. Но нет.
К счастью, в данном случае обратного эффекта мы не видим. Уровень смертности от онкологических болезней не вырос, но и не сократился, несмотря на все успехи в диагностировании. Зато в разы возросло количество ложных диагнозов и “фальшивых тревог”.
Согласно исследованию, опубликованному в апреле журналом Nature, в данный момент мы можем наблюдать настоящую “эпидемию гипердиагностики онкологических заболеваний”. То есть, нейросети ставят людям диагноз “рак” даже в случаях, когда речь идет о безвредных опухолях, с которыми человек мог бы спокойно дожить до старости. В тех же случаях, когда речь идет о по-настоящему серьезном заболевании, диагностирование никак не помогает в лечении. В итоге сегодня мы имеем тот же уровень смертности, что и раньше. Зато люди стали чаще пугаются и тратят больше денег на лечение.
Социальные сети провоцируют чувство одиночества
Сегодня социальные сети воспринимаются как большие рекламные машины. И даже сложно представить, что когда-то у них была большая и светлая миссия. В девяностых, когда само понятие “социальной сети” только начинало формироваться, люди мечтали о платформах, которые сблизят их с окружающими и навсегда избавят от чувства одиночества. Ха!
Сегодня мы можем наблюдать прямо противоположный эффект. Согласно многочисленным исследованиям, люди, которые проводят много времени в социальных сетях, напротив, страдают от одиночества гораздо сильнее других. Более того, соцсети формируют в мозгу пользователя искаженную и приукрашенную картину мира. На фоне бесчисленных фотографий с отпусков и вечеринок, которые выкладывают в сеть друзья пользователя, его собственная жизнь начинает казаться ему серой и унылой. А поскольку такое чувство испытывает каждый, то мы получаем кучу одиноких и несчастных людей, заключенный в пузырь выдуманной и приукрашенной реальности, которой никогда не существовало.
Выход из ситуации - выйти из этого пузыря. Как показывает практика, человек, не пользующийся социальными сетями, чувствует себя менее одиноким, чем активный участник виртуальной “социальной” жизни.
Вывод
Внедрение любой новой технологии может спровоцировать самые неожиданные и непрогнозируемые последствия. Некоторые из этих последствий приведут к результату, который полностью скомпрометирует первоначальную цель. А потому, если вы слышите о каком-то новом изобретении, призванном решить важную проблему - не торопитесь радоваться. Ведь истинные его эффекты, скорее всего, будут крайне далеки от первоначальных черно-белых прогнозов.