Современные дети растут в совершенно уникальных условиях. До сих пор ни одно поколение не было окружено таким количеством умных устройств, способных поддерживать двустороннюю коммуникацию с человеком. С детьми общаются голосовые ассистенты, роботизированные игрушки, образовательные приложения. Но хотя для полноценного диалога вся эта техника еще слишком глупа, ребенка она вполне может сбить с толку.
По словам ученых, уже младшие школьники довольно ясно осознают, что, общаясь с голосовым ассистентом, они имеют дело с машиной. Тем не менее, дети дошкольного возраста склонны видеть в искусственном интеллекте нечто большее. Часто они уверены в том, что машина умнее, чем есть на самом деле. Более того, они даже склонны формировать эмоциональную привязанность к ботам. И это явление тревожит многих исследователей, ведь сейчас сложно предположить, какими будут долгосрочные последствия взросления в окружении ИИ-устройств. Исследования, посвященные этой теме, демонстрируют как положительные, так и отрицательные тенденции.
Что говорят исследования
Как ни странно, дошкольники могут неплохо разбираться в искусственном интеллекте. Исследователи из Массачусетского технологического института выяснили, что при должном обучении дети уже в возрасте 4 лет демонстрируют неплохие успехи в программировании роботов. Если родители будут стимулировать этот интерес, предоставляя детям компоненты для экспериментов и объясняя принципы работы роботов, из ребенка может получиться очень неплохой инженер.
Но самое важное - понимание границ робототехники. “Дети знают, что роботы не живые. Они не едят, не спят, не дышат и не размножаются. Но в то же время, дети приписывают им способность мыслить, иметь эмоции и сенсорные способности”, - говорит профессор психологии Калифорнийского политехнического университета Дженнифер Джипсон.
Из-за возникновения эмпатии, дети могут учиться у роботов и даже подражать им. Так, в исследовании, проведенном Вашингтонским университетом в 2017 году, упоминается один забавный случай. Маленький ребенок, чьей любимой игрушкой был робот-динозавр, начал подражать интонациям и фразам робота при общении с родителями. В частности, он приобрел манеру повторять фразу “Я не понял”, когда его просили сделать что-то, чего он делать не хотел.
Также дети, как правило, сильно переоценивают интеллектуальные возможности роботов. Согласно исследованию 2018 года, каждый четвертый ребенок в возрасте от 4 до 10 лет был уверен, что игрушечный колесный робот Cozmo сможет пройти сложный лабиринт лучше него самого.
Роботы могут являться для детей моральными авторитетами. Так, в прошлогоднем исследовании MIT говорящая кукла убедила некоторых детей изменить ответы на вопросы о том, как следует вести себя со сверстниками. Сначала дети отвечали, что дразнить других нельзя. Но после того, как кукла заявляла об обратном, дети начинали прислушиваться к ее “точке зрения”.
Дети могут эмоционально привязываться к роботам. Согласно исследованию 2012 года, большинство детей в возрасте от 9 до 15 лет, которые общались с гуманоидным роботом в течение 15 минут, позже утверждали, что смогли бы обратиться к нему, если бы почувствовали себя грустными или одинокими. Также они были склонны верить, что робот может быть их другом.
Что со всем этим делать?
Как уже говорилось, используя интерес и привязанность детей к роботам, из них можно вырастить потрясающих специалистов. Например, в MIT уже разработана экспериментальная учебная программа для детей от 4 лет. В ходе обучения дети знакомятся с азами программирования и робототехники. Они узнают, как запрограммировать робота на игру в “Камень, ножницы, бумага” или научить его генерировать простые мелодии. Но самое главное - программа формирует в детях правильное понимание самой концепции искусственного интеллекта.
“Когда мы спрашиваем ребенка, кто умнее, он или робот, ребенок отвечает, что робот может обыграть его в “Камень, ножницы, бумага”, но поскольку он сам запрограммировал машину на это, то он умнее нее”, - рассказывает доктор Синтия Брезель, глава медиа-лаборатории MIT и автор учебной программы.
Ребенок может быть увлечен искусственным интеллектом и робототехникой. Но если он знает, как работают эти технологии и каковы границы их возможностей, он уже не позволит себя обмануть.
По словам доктора Брезель, родителям следует ограждать самых маленьких детей от игрушек с искусственным интеллектом, которые голосом заявляют ребенку, что “они - его лучшие друзья”. Это может сформировать неверные ожидания и искаженное представление о технологии. Вместо этого следует четко давать понять детям, что роботы и искусственный интеллект - неодушевленные вещи. Это полезные инструменты, с которыми можно играть, но которые не являются друзьями в привычном смысле этого слова.