Ноги и крылья - не единственные способы перемещения, которые робототехника может позаимствовать у живой природы.
Инженеры из Университета Джонса Хопкинса попытались воссоздать в машине механику движения змей. В результате получился длинный робот, способный пролезать в узкие щели и преодолевать довольно высокие препятствия. По словам ученых, такая машина может оказаться незаменимой в ходе поисково-спасательных операций на месте землетрясений или техногенных катастроф, когда людей приходится отыскивать под обломками зданий. “Мы использовали для вдохновения этих жутких существ, потому что они очень умело преодолевают препятствия в своей повседневной жизни”, - говорит ведущий автор исследования Чэнь Ли
Наблюдая за тем, как королевская змея поднимается на ступеньки разной высоты, ученые заметили, что она сочетает несколько разных типов движений. Столкнувшись с высокой преградой, змея словно бы делит свое тело на три части. Передняя часть и хвост остаются подвижными, а середина тела становится жесткой, как палка. Эта средняя жесткая часть соответствует высоте ступени. Змея поднимает ее вертикально, кладет голову на ступень, а затем скользит вперед, совершая волнообразные горизонтальные движения головой и хвостом. При этом твердый участок тела посередине не меняет свою длину, но постепенно смещается от головы к хвосту. Это напоминает движение по жесткой вертикальной трубе, только никакой трубы нет - змея удерживает часть своего тела идеально прямой исключительно силой мышц.
Этот же принцип ученые реализовали в змееботе, состоящем из десяти сегментов на колесах. Ранняя версия машины имела проблемы со стабильностью. При столкновении со ступеньками она часто переворачиваясь или застревала. Инженеры повысили стабильность робота, добавив механизм подвески каждой колесной паре. Полученный в результате подвижный робот уверенно преодолевает вертикальные препятствия высотой до 38% от длины его собственного тела.
Команда отмечает, что скорость движения робота практически не уступает скорости движения настоящей королевской змеи. Сейчас инженеры намерены продолжать работу над машиной, делая змеебота более подвижным и повышая его проходимость. Текущая конструкция подробно описана в журнале Royal Society Open Science.
Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate