На Марсе обнаружены следы чудовищного потопа / Все новости / Главная

Современный Марс - невероятно сухое и пыльное место, но так было не всегда. С каждым годом у ученых появляются новые свидетельства того, что когда-то на этой планете было полно воды. Недавно марсоход Curiosity обнаружил там признаки древнего чудовищного потопа. Такой потоп вполне мог быть спровоцирован падением гигантского астероида, изменившего климат планеты.

Десятилетия наблюдений за Марсом с орбиты позволили выявить на его поверхности русла мертвых рек, пересохшие озера, моря и океаны. Эти следы рисуют довольно мирную картину раннего Марса. Но новое исследование показывает, что все было не так гладко. Поверхность планеты все еще хранит отпечатки буйства стихии невообразимых масштабов.

В течение последних восьми лет марсоход Curiosity исследует место, известное как кратер Гейл. Машина медленно поднимается на центральную вершину кратера под названием гора Шарп. Довольно быстро стало очевидно, что когда-то кратер был озером, которое периодически наполнялось и пересыхало на протяжении десятков миллионов лет. Но одно из таких пополнений было гораздо более интенсивным, чем другие.

К такому выводу пришла команда ученых из Университета штата Джексон, Корнелльского университета, Лаборатории реактивного движения и Гавайского университета. Исследователи выявили в кратере Гейл структуры отложений, указывающих, что около 4 миллиардов лет назад там произошли наводнения невиданных масштабов.

Ряд симметричных гравийных гребней высотой 10 метров каждый, судя по всему, является русловой грядой. Сами гребни - ни что иное, как “антидюны” - осадочные структуры, которые образуются на дне очень быстрого потока воды. Измерив расстояние между гребнями, команда рассчитала размер волн, которые должны были создать гряду. Волны высотой не менее 24 метров должны были набегать на склон горы со скоростью около 10 метров в секунду.

“Мы смогли определить следы мегапотока, используя подробные седиментологические данные, наблюдаемые марсоходом Curiosity. Залежи, оставленные мегапотоками, ранее не идентифицировались с орбиты”, - говорит Альберто Г. Фэрен, соавтор исследования.

Что могло стать причиной столь сильного наводнения? Исследователи считают, что наиболее вероятным объяснением может быть падение гигантского астероида, который быстро расплавил огромный объем льда, покрывавшего Марс в то время. Такое падение привело бы к выбросу в атмосферу огромного количества водяного пара, углекислого газа и метана, временно изменив климат планеты на более теплый и влажный.

“Ранний Марс был чрезвычайно активной планетой с геологической точки зрения. На планете были условия, необходимые для поддержания жидкой воды на поверхности. А на Земле, где есть вода - есть и жизнь. Так что ранний Марс был пригоден для жизни. Но был ли он обитаем? На этот вопрос нам поможет ответить следующий марсоход Perseverance”, - говорит Фэрен.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на Telegram-канал iGate