Говорящие мумии и правила путешествий во времени: Самые безумные научные моменты 2020 года / Все новости / Главная

Вспоминаем о самых странных и безумных научных открытиях, гипотезах и фактах, которые будоражили воображение человечества в уходящем году.

Человек, который не видит цифр

Человеческий мозг - удивительно запутанная штука даже в здоровом виде. Но серьезные травмы и болезни могут сделать его еще более запутанным и непонятным.

В этом году медики Университета Джонса Хопкинса столкнулись с невероятно интересным случаем. Пациент под кодовым именем RFS в результате заболевания мозга приобрел очень специфическую особенность - он перестал видеть цифры.

RFS описывает числа как нечто похожее на “спагетти”. Когда он пытается изображать цифры на бумаге, у него получается абстрактный рисунок из линий. Выше показано, как RFS “видит” цифру 8.

Самое интересное в данной ситуации то, что буквы по-прежнему не составляют для пациента проблемы. То есть, он не утратил способности читать тексты. Также он способен различать цифры 0 и 1. Проблемы возникают только с цифрами от 2 до 9, так что RFS может считать только в двоичной системе.

Дальше - еще интереснее. Если вы нарисуете цифру на каком-либо объекте, пациент перестанет воспринимать этот объект. Нарисуйте цифру 2 на чашке - и в восприятии RFS чашка превратится в абстрактную кляксу.

При этом данные ЭЭГ показывают, что мозг пациента распознает объект под цифрой, даже несмотря на то, что эта информация потом не доходит до сознания. Таким образом, ученые предполагают, что имеет место очень специфическое повреждение “проводки” где-то между отделами, отвечающими за распознавание образа и его осознание.

Голос мумии

Рентген и реконструкция позволяют нам с большой точностью восстанавливать то, как выглядели египетские мумии при жизни. Но интересовались ли вы когда-нибудь, как звучали эти люди? Ученые - интересовались. В начале этого года они научились воссоздавать “голоса” мумий.

Международная команда исследователей просканировала форму голосового тракта мумии египетского жреца Несьямуна, умершего около трех тысяч лет назад. Затем ученые напечатали на 3D-принтере реплику его голосового аппарата. Реплику присоединили к электронной гортани и воспроизвели звук “ээээ”, произнесенный голосом, который молчал последние три тысячелетия.

Женщина, вырабатывающая алкоголь

Еще одна потрясающая медицинская аномалия 2020 года - женщина вырабатывающая алкоголь в собственном мочевом пузыре.

Пациентка страдает циррозом печени и диабетом. Она нуждается в пересадке печени, а потому попыталась внести свое имя в лист ожидания. Обязательным условием для получения донорской печени является трезвость. Тем не менее, анализы снова и снова показывали содержание алкоголя в моче пациентки, хотя она совершенно точно не пила ни капли спиртного.

Загадка разрешилась, когда врачи обнаружили в моче женщины большое количество живых дрожжей. Лабораторные эксперименты подтвердили, что в мочевом пузыре пациентки поселилась дрожжевая колония. Дрожжи использовали избыточный сахар (следствие диабета) для получения этанола. Так на свет появился совершенно новый “синдром брожения в мочевом пузыре”.

Правила путешествий во времени

Фильм “Назад в будущее” 1985 года в значительной степени определил то, как современные люди воспринимают проблему путешествий во времени. Считается, что если вы отправитесь в прошлое и что-то там поменяете, то вернетесь в уже изменившееся настоящее. Но квантовые физики с этим не согласны.

В этом году физики Лос-Аламосской национальной лаборатории впервые произвели квантовое моделирование путешествия во времени

Они смоделировали, что будет, если квантовый бит (кубит) информации будет отправлен обратно в прошлое, вступит там во взаимодействие, а потом вернется в “настоящее”. Результаты показали, что вместо каскадных изменений во всей системе, сеть квантовых корреляций в прошлом фактически защищала кубит от повреждений.

Проще говоря, вернувшись в прошлое, невозможно переписать настоящее. Так что, по словам ученых, правила путешествий во времени работают в большей степени не как в “Назад в будущее”, а как в новых “Мстителях” с их концепцией мультивселенной.

Относительность запахов

Помните, как пару лет назад интернет был “взорван” парадоксом бело-золотого/черно-синего платья? На одной и той же фотографии один человек видел бело-золотое платье, а другой - черно-синее. Оказалось, что восприятие этого фото во многом зависит от того, какое освещение человек себе представляет. Если пользователь, глядя на фото, думает, что оно сделано при дневном освещении, он видит одни цвета. Если ему кажется, что фото сделано при искусственном свете лампочек, - цвета будут другими.

В 2020 году мы выяснили, что обоняние - такое же относительное чувство.

Кажется, что запах рыбы просто невозможно ни с чем спутать. Но новое исследование восприятия запаха показывает, что люди с определенным генетическим набором с большей вероятностью оценивают рыбный запах как менее интенсивный, более приятный или даже ошибочно принимают его за запах карамели или розы. Другие гены влияют на то, насколько человеку нравится запах лакрицы.

Животные приручают других животных

Люди одомашнивают животных тысячелетиями. До сих пор в мире животных подобное поведение было замечено только у муравьев, которые используют тлю в качестве домашнего скота.

Но в этом году ученые австралийских университетов Гриффита и Дикина впервые обнаружили подобное одомашнивание в мире рыб. Было замечено, что стаи лучеперых рыб семейства помацентровых создают фермы из водорослей и привлекают для их обслуживания крошечных креветок. Креветки удобряют водоросли своими отходами, а рыбы в ответ прогоняют хищников, которые угрожают креветкам.

Черные дыры как источники энергии

Эксперимент длиной в несколько десятилетий, показал, что черные дыры могут использоваться сверхразвитыми цивилизациями как мощные источники энергии.

Еще в 1969 году британский физик Роджер Пенроуз предположил, что если во внешний слой горизонта событий поместить объект, тот будет вынужден двигаться быстрее скорости света, чтобы оставаться в неподвижности. Такой объект приобретет отрицательную энергию. Если разделить его на две части, чтобы одна падала, а вторая поднималась, это приведет к потере отрицательной энергии. То есть, возвращающаяся половина сможет накапливать энергию вращения черной дыры.

Спустя 50 с лишним лет шотландские ученые из Университета Глазго придумали, как проверить эту гипотезу. Для этого они заменили лучи света звуковыми волнами. Ученые создали систему с кольцом динамиков, которая скручивает звуковые волны. Затем эти волны направляются к вращающемуся звукопоглотителю, сделанному из пены. Микрофоны, спрятанные за этим диском, фиксируют сигналы, прошедшие сквозь диск, который постепенно наращивает скорость вращения.

Тесты показали, что сначала звук затих и перестал быть слышен. Но потом он вернулся, и его амплитуда была на 30% больше, чем у изначального звука, вышедшего из динамиков. То есть, звуковая волна усилилась благодаря энергии вращения диска. А если это сработало со звуком, то сработает и с радиоволной или светом.

Очевидно, что подобная технология очень далеко выходит за пределы возможностей нашей современной науки. Но не исключено, что однажды с ее помощью мы будем получать энергию из черных дыр.

Полезные бегемоты Эскобара

Виды животных, завезенные человеком туда, где им не место, обычно, рассматриваются как вредители. Но новое исследование показывает, что это не всегда так. Причина тому - сбежавшие домашние бегемоты легендарного наркобарона Пабло Эскобара.

После смерти Эскобара в 1993 году на его частном ранчо остались четыре бегемота. Спустя некоторое время они сбежали в реки и болота Колумбии и начали активно размножаться. Сегодня популяция бегемотов составляет от 80 до 100 особей.

Стоит отметить, что бегемоты никогда не водились в Южной Америке. В какой-то момент ученые начали всерьез беспокоиться о том, как эти животные повлияют на экосистему региона. Оказалось - самым благотворным образом.

Новое исследование показало, что бегемоты имеют аналогичную диету и размер тела с макраухениями - вымершими гигантскими ламами, которых древний человек истреил около 10 тысяч лет назад. По сути, они заполняют вакантную экологическую нишу, делая экосистему Колумбии более стабильной и здоровой. Приятная новость для 2020 года.

Живые ровесники динозавров

Ученым удалось возродить микробы, которые спали глубоко под морским дном последние 100 миллионов лет. И речь идет не о воссозданном виде микробов, а о конкретных особях. То есть, это самые древние организмы на Земле, которые застали еще времена расцвета динозавров.

Для пробуждения микробов ученые поместили в питательную среду пробы грунта, взятые с глубины 100 метров под морским дном. Получив доступ к пище, 100-миллионолетние микробы начали двигаться, есть и размножаться. Секрет выживания этих организмов заключается в чрезвычайно медленно метаболизме. По сути, все последние сто миллионов лет они находились в состоянии глубокого анабиоза.

Последнее, что когда-либо произойдет

Считается, что Вселенная умрет, медленно затухая до состояния  термодинамического равновесия, или “тепловой смерти” на протяжении триллионов лет. Новое исследование дает потенциальное представление о последнем интересном событии, которое когда-либо произойдет - черной карликовой сверхновой.

Черные карлики - гипотетические звёзды. По сути это застывшие до твердого состояния белые карлики, остывшие до фоновой температуры Вселенной. Этот процесс может занимать триллионы лет, так что во Вселенной пока нет ни одного черного карлика  - она все еще слишком молода для этого.

Но превращение в черного карлика - еще не конец звезды. Причуды квантовой физики говорят, что ядерный синтез все еще может происходить в самых массивных черных карликах, хотя и крайне медленно. И при достаточном количестве времени они могут снова стать сверхновыми. По подсчетам ученых, первая черная карликовая сверхновая может вспыхнуть через 10 в степени 1100 лет, а последняя - через 10 в степени 32000 лет.

Пожалуй, ждать этого события не стоит.

Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на Telegram-канал iGate