В фантастической комедии 2012 года “Робот и Фрэнк” рассказывается история пожилого вора по имени Фрэнк, который страдает ранними симптомами деменции. Сын Фрэнка покупает ему в помощь “домашнего робота”, который умеет разговаривать, заниматься домашними делами и напоминать хозяину о приеме лекарств. Сначала Фрэнк не рад такому соседству, но постепенно он начинает видеть робота как полезного компаньона, потенциального подельника и даже друга.
Конечно, это вымышленная комедийная история, но в 2021 году она уже не выглядит очень фантастической. Появление в реальной жизни роботов, похожих на машину из фильма, уже не за горами. Примеры подобной техники мы видели совсем недавно.
В недавнем исследовании Тони Прескотт, ученый Факультета компьютерных наук Шеффилдского университета (Великобритания) рассматривает отношения между человеком и роботом, делая акцент не на секс-роботах и любовных отношениях, а на дружбе. Прескотт и его коллеги определили некоторые потенциальные риски - например, отказ от человеческих друзей в пользу роботов. Но также они разработали несколько сценариев, при которых общение с роботами может объективно улучшить качество жизни человека, что приведет к дружеским отношениям, сопоставимым с обычной дружбой между людьми.
Философия дружбы
Философ-робототехник Джон Данахер устанавливает очень высокую планку для определения дружбы. Его отправной точкой является “истинная” дружба, впервые описанная греческим философом Аристотелем. Аристотель рассматривал идеальную дружбу как основанную на взаимной доброй воле, восхищении и общих ценностях. В таком понимании дружба - это партнерство равных.
Создание робота, который может удовлетворять критериям Аристотеля, недостижимо при нынешнем уровне технологий. Роботы, которые, на первый взгляд, относятся к пользователю с симпатией (например, Sophia от Hanson Robotics), основывают свое поведение на библиотеке заранее подготовленных действий. Даже самые совершенные голосовые ИИ, вроде Alexa или Siri, по сути, остаются продвинутыми чат-ботами, и ни о какой “взаимной доброй воле” в них речь не идет.
Аристотель не признал бы другом даже самого дружелюбного голосового ассистента
Но Аристотель также говорил о формах “несовершенной” дружбы - таких как прагматическая дружба и дружба ради удовольствия. Их Аристотель считает уступающими истинной дружбе, поскольку они не требуют симметричных связей и часто обеспечивают неравную выгоду для сторон. Такая асимметрия позволяет установить для определения “дружбы” относительно низкую планку. С этой точки зрения роботизированный питомец, запрограммированный имитировать поведение домашнего животного, может считаться объектом дружбы. И такие роботы уже существуют.
Искусственные друзья
Психологи полагают, что дружеское отношение к роботу может являться для человека вполне естественным. Ведь люди могут естественным и социальным образом реагировать на медийные объекты, такие как компьютер и телевизор. Для водителей вполне нормально обращаться к своей машине как к живому существу. Человекообразные роботы гораздо более индивидуальны, чем компьютер или автомобиль, а потому неизбежно будут вызывать у людей подобные эмоции.
Но ученые, занимающиеся этикой робототехники, не приходят к единому мнению касательно того, должны ли люди развивать любую форму дружбы с роботами. С точки зрения влиятельной группы британских исследователей, которые составили набор “этических принципов робототехники”, роботы не должны рассматриваться как компаньоны. Реклама роботов, демонстрирующая их социальные возможности, является манипуляцией зрителем. Как бы привлекательно ни выглядел общительный голосовой ассистент, он лишь имитирует эмоции. Потому человеку не следует тратить на робота свою эмоциональную энергию, которую следовало бы направить на формирование связей с другим человеком
Несмотря на это, люди уже во всю формируют эмоциональные привязанности к роботам. К примеру, разработчики роботизированных пылесосов все чаще замечают, что пользователи относятся к этим машинам как к питомцам. А некоторые и вовсе берут робопылесос с собой в отпуск.
Японские пользователи устраивают прощальные церемонии для сломанных игрушечных робособачек Sony Aibo.
Японцы прощаются с необратимо сломанными собачками Aibo, как с настоящими питомцами
В 2013 году американский робот-сапёр Boomer подорвался на мине во время “исполнения служебных обязанностей”. Армия “посмертно” наградила робота, а сослуживцы почтили его память воинским салютом.
Все эти действия иррациональны, но они доказывают, что люди способны формировать эмоциональные связи с вещами, которые очень отличаются от них, даже если разумом понимают, что они искусственно созданы и запрограммированы
Но можно ли ставить знак равенства между этими связями и дружбой?
Настоящая дружба?
Тони Прескотт и его коллеги изучили массу литературы о взаимоотношениях между людьми, чтобы попытаться понять, как человеческие концепции могут применяться к связям с роботами. Они нашли доказательства того, что многие дружеские отношения между людьми на самом деле не соответствуют идеалам Аристотеля.
Ученые отметили широкий спектр отношений между людьми, от родственников и любовников до родителей, опекунов, поставщиков услуг и интенсивной односторонней привязанности к кумирам-знаменитостям. Очень немногие из этих отношений можно охарактеризовать как совершенно равные и, что крайне важно, все они эволюционируют и меняются с течением времени.
Это означает, что неправильно ждать, что однажды роботы будут формировать с людьми дружбу, удовлетворяющую критериям аристотелевского идеала. Потому что до этого стандарта не доживают даже многие межчеловеческие отношения. Часто можно наблюдать формы социальной связи, которые вознаграждают и удовлетворяют обе стороны, и тем не менее остаются далекими от идеальной дружбы, описанной греческим философом.
Мы знаем, что социальное взаимодействие полезно само по себе. Человек - социальное млекопитающее, и общение ему необходимо. Кажется весьма вероятным, что отношения с роботами однажды смогут удовлетворить эту потребность в физическом комфорте и эмоциональной поддержке.
По мнению Тони Прескотта и его коллег, некоторые риски всё же существуют. Они могут возникать, когда взаимодействие с роботом может полностью заменить общение с людьми, либо если у человека просто не будет выбора, с кем ему общаться.
Это важные проблемы, но все они лишь возможны, а не неизбежны. В рассмотренной литературе ученые нашли доказательства и противоположного эффекта.
Роботы, предназначенные для социальных взаимодействий, при общении с группами людей позволяют снизить социальное напряжение. Люди начинают активнее общаться между собой, когда в беседе принимает участие робот.
Так что кажется весьма вероятным, что однажды роботы станут надежными спутниками человека. Как показывает практика, это уже происходит. Хотя, возможно, Аристотель бы этого не одобрил.