Новое исследование японских ученых, показывает, что письмо на бумаге связано большей активностью мозга по сравнению с письмом стилусом на дисплее планшета.
В последние десятилетия наука активно изучала различия, возникающие в мозге при письме от руки и наборе текста на клавиатуре. Было доказано, что мелкая моторика, связанная с письмом, лучше активирует области мозга, связанные с кодированием новой информации. Проще говоря, написанное запоминается лучше, чем напечатанное. Но если дело только в моторике, то не должно быть принципиальных различий между письмом ручкой на бумаге или стилусом на сенсорном дисплее. Но оказывается, что различия имеются.
Ручка против стилуса
Ученые Токийского университета попытались определить различия в активности мозга при записывании информации ручкой на бумагу и стилусом на дисплей планшета. В исследовании приняли участие 48 молодых студентов университета. Их разделили на три группы.
Каждый испытуемый должен был прослушать вымышленный диалог, в котором собеседники в устной форме обсуждали планы на будущие пару месяцев. После этого испытуемый должен был составить график работы на основе прослушанного диалога. Одна группа записывала информацию в бумажные блокноты, вторая - в планшет при помощи стилуса, третья - в смартфон, вводя текст на сенсорной клавиатуре.
Через час после выполнения задания каждый участник ответил на ряд вопросов, в то время как его мозг сканировался на аппарате МРТ. Это позволило исследователям измерить активность мозга в областях памяти, связанных с языком и визуализацией.
Студенты, которые записывали информацию на бумагу, прошли тест памяти чуть лучше остальных. Однако МРТ показал по-настоящему впечатляющую разницу. У студентов “бумажной” группы мозговая активность в гиппокампе, теменной доле, зрительной коре и других областях мозга, связанных с языком, была намного выше, чем у их “цифровых” коллег. Это означает, что у людей, записывающих информацию на бумагу, механизмы запоминания работали более интенсивно.
“Значительное превосходство в точности и в мозговой активности у группы с блокнотами позволило предположить, что использование бумажного блокнота способствовало лучшему кодированию информации”, - заключают исследователи.
“...Не вырубишь топором”
Хотя это исследование не очень масштабное, у ученых уже есть гипотеза, почему бумага заставляет мозг человека работать лучше. Верной оказывается древняя поговорка: “Что написано пером – не вырубишь топором”. Ключевой фактор обусловлен тактильными и пространственными свойствами письма на бумаге.
По словам ученых, написание текста на физической бумаге активирует мозг сильнее, поскольку человек знает, что эту информацию невозможно стереть бесследно так же просто, как можно очистить дисплей планшета или удалить напечатанный текст. Вы можете вырвать лист из блокнота и даже сжечь его, а затем написать заметку еще раз, но эта информация будет написана уже на другом физическом носителе. Записывая что-то от руки, вы создаете уникальный информационный артефакт, и ваш мозг это знает.
Также имеет значение пространственная сложность бумажного носителя. Когда вы листаете электронную книгу, то не имеет принципиального значения, выводится информация постранично или в формате длинной ленты текста. Важно, что она отображается на одном и том же дисплее - буквы сменяют друг друга на одной физической плоскости.
Когда же вы имеете дело с блокнотом или бумажной книгой, в игру вступают пространственные характеристики. Вы можете закрыть глаза и вспомнить, какая информация была написана в начале книги или в ее середине. Потому что в вашем мозгу эта информация записана вместе с “метаданными” о носителе - о толщине книги, ее весе, возможно даже о запахе бумаги.
Таким образом, сами физические свойства бумаги генерируют больше фиксированных сигналов для запоминания по сравнению с электронными устройствами.
“Бумага более продвинутая и полезная по сравнению с электронными документами, поскольку содержит больше единственной в своем роде информации для более сильного отпечатка памяти. Цифровые инструменты имеют равномерную прокрутку вверх и вниз и стандартизированное расположение текста и размера картины, как на веб-странице. Но если вы помните физический учебник, напечатанный на бумаге, вы можете закрыть глаза и визуализировать фото, которое находилось на нижней трети левой страницы, а также заметки, которые вы нанесли на поле”, - говорит автор исследования Куниёси Сакаи.
Исследование опубликовано в журнале Frontiers в Behavioral Neuroscience.