Ученые предупреждают: корпорации хотят вставлять рекламу в ваши сны. И технология для этого уже разрабатывается.
Недавно 40 крупных ученых, работающих в области исследований сна, подписали открытое письмо, призывающее законодателей регулировать вопрос целевого вмешательства в человеческие сновидения. В письме ученые утверждают, что крупные корпорации, такие как Coors и Burger King, активно работают над технологиями внедрения рекламы в сны потенциальных клиентов. Такие технологии называются “целевой инкубацией сновидений” (targeted dream incubation, TDI).
Реклама в снах
«TDI-реклама - это не какая-то забавная штука, а весьма скользкая дорожка с реальными последствиями. Внедрение снов в сознание человека с целью продажи продуктов, не говоря уже о вызывающих привыкание веществах, поднимает ряд важных этических вопросов. Наши сны не должны стать просто еще одной игровой площадкой для корпоративных рекламодателей», - пишут исследователи в своем письме.
Авторы письма ссылаются на конкретный пример, когда американская пивоваренная компания Molson Coors использовала TDI для рекламы в снах людей накануне финальной игры Национальной футбольной лиги США. Для этого компания предложила добровольцам посмотреть «индуцирующее сон видео», включающее изображения и звуки водопадов, гор и рекламные образы Coors.
Видео было создано при помощи специалистов в области психологии и сновидений. Участники эксперимента должны были просмотреть ролик перед сном, а затем дать себе установку: “Я хочу увидеть это во сне”. Последующий опрос показал, что в своих сновидениях люди, действительно, видели показанные им образы - горы, водопады и рекламу пива.
Киберпанковая антиутопия
Идея о корпорациях, вмешивающихся в человеческие сны, могла бы стать основой для захватывающего сюжета в вымышленном мире киберпанковой антиутопии. Но все это происходит в реальности.
Конечно, в настоящее время внедрение образов в сновидения требует активного участия самого спящего. Человек должен сам дать согласие на это внедрение и, более того, пожелать этого. Но исследователи утверждают, что со временем ситуация может стать более мрачной. Например, корпорации могут попытаться внедрять рекламу в сновидения через умные динамики или смартфоны.
«Легко представить себе мир, в котором смарт-колонки становятся инструментами пассивной, бессознательной ночной рекламы, с нашим разрешением или без него. Эти адаптированные саундтреки могут стать фоновыми декорациями для наших снов, точно так же как бесконечные рекламные щиты стали фоном для наших дорог», - говорят авторы письма.
Чтобы этого не произошло, ученые предлагают уже сейчас начать задумываться о законодательном регулировании рекламы, нацеленной на сны. А еще лучше - о ее превентивном запрете.
С полным текстом открытого письма можно ознакомиться в журнале Science Magazine.