Большинство стартапов, занимающихся созданием электрических летательных аппаратов вертикального взлета (eVTOL), ориентированы на их применение в качестве небольших городских аэротакси. Другие компании, вроде GKN Aerospace и Kelekona, работают над тем, чтобы поднимать в небо 50-местных монстров, выполняющих функцию летающих автобусов.
Калифорнийский стартап Craft Aerospace ориентируется на что-то среднее между этими двумя подходами. Он создает двухместную электрическую машину, ориентированную на междугородние перелеты. Но по-настоящему уникальным этот аппарат становится благодаря оригинальной форме крыльев.
Фюзеляж аппарата Craft похож на фюзеляж классического авиалайнера. Но таких крыльев до сих пор не было ни у одной из летающих машин. Крыло крепится к фюзеляжу в нижней передней части, затем уходит назад и вверх, изгибается под острым углом и снова крепится к фюзеляжу, но уже в задней верхней части. Таким образом, при взгляде в анфас крылья образуют замкнутые петли, а при взгляде сверху - ромб.
Сюрпризы на этом не заканчиваются. Аппараты вертикального взлета должны уметь перенаправлять тягу вниз или назад, а зависимости от ситуации. В некоторых конструкциях для этого используются раздельные двигатели, между которыми машина переключается в моменты взлета, посадки и горизонтального полета. Другие варианты предполагают поворот самих двигателей.
В Craft Aerospace пошли другим путем. Они перенаправляют тягу при помощи закрылков на нижней части крыла. Двигатели, зафиксированные неподвижно, гонят поток воздуха назад. Но в моменты взлета или посадки этот поток перенаправляется вниз закрылками. Работоспособность такой конструкции кажется сомнительной, но инженеры Craft Aerospace утверждают, что уже проверили такую конструкцию на уменьшенных прототипах аппарата, и она доказала свою работоспособность.
Конечно, вариант с закрылками очень неэкономичен. Создавая препятствие потоку воздуха, закрылки уменьшают КПД двигателей аппарата. Потому машина может быть не очень эффективной при полетах на малые дистанции. Но зато она может быть более надежной и эффективной на средних и дальних дистанциях, поскольку конструкция позволяет снизить вес аппарата за счет отказа от вспомогательных двигателей или поворотных установок.
Согласно расчетам инженеров, аппарат сможет нести полезную нагрузку до 1130 кг. Он будет развивать скорость до 556 км/ч, и будет использовать гибридный электрический силовой агрегат с турбогенератором, расширяющим дальность хода до 1600 км.
Пока Craft Aerospace собрала лишь скромные $3,5 млн. инвестиций. Но, по данным TechCrunch, компания уже получила сообщение от авиакомпании JSX о намерении купить купить от 200 до 600 таких аппаратов, когда они выйдут на рынок. Учитывая это, шансы на реальное воплощение аппарата “в железе” значительно повысились.