Проблема безопасности в воздухе в последние годы все чаще привлекает к себе внимание из-за множества инцидентов, связанных с высокой плотностью трафика. Современным пилотам сложно управлять информационным потоком, поступающим с множества экранов, особенно в критических ситуациях. Ученые предлагают решать эту проблему с помощью искусственного интеллекта, который позволит объединить человеческую интуицию с машинной точностью.
Программа с названием "Air-Guardian", разработанная командой Массачусетского технологического института (MIT), представляет собой “проактивного второго пилота”, который следит за тем, что и как делает человек.
Суть системы заключается в наличии на борту двух пилотов: человека и компьютера. Хотя у обоих есть доступ к управлению, их приоритеты разные. Если оба сосредоточены на одном и том же, управляет человек. Но машина берет контроль, если живой пилот отвлекся или что-то упустил.
Система оценивает внимание пилота по нескольким параметрам. Внешне она отслеживает движения его глаз и определяет, на что в данній момент смотрит человек.
Нейрологический компонент считывает активность мозга пилота и определяет, в какой области мозга в данный момент сфокусировано внимание. По мнению исследователей, эти “карты внимания” действуют как визуальные указатели, упрощающие понимание и декодирование поведения человека сложными алгоритмами. Таким образом, вместо реагирования на прямое нарушение безопасности, как это бывает с обычными системами автопилота, Air-Guardian обнаруживает ранние признаки возможных угроз.
Система уже прошла ряд тестов с реальными пилотами. Результаты показали, что пилот и алгоритм принимали решения на основе одинаковых необработанных фотографий при навигации к целевой точке. Утверждается, что система повысила процент успеха достижения целевых мест и снизила уровень риска полетов.
По словам разработчиков, такая система может найти применение не только в авиации. В будущем автомобили, дроны и широкий спектр робототехники могут использовать подобные кооперативные системы управления.
Детали исследования опубликованы в журнале arXiv.