Под поверхностью крохотного спутника Сатурна скрывается молодой океан / Все новости / Главная

Ученые обнаружили под ледяной оболочкой Мимаса, одного из самых маленьких спутников Сатурна, скрытый океан жидкой воды, охватывающий всю его поверхность. Но больше всего поражает молодость этого водного тела - ему всего лишь 5-15 миллионов лет.

Новый водный мир

Существование океана на Мимасе было выявлено благодаря анализу данных космического аппарата "Кассини" НАСА. Этот аппарат, запущенный в 1997 году для изучения Сатурна, его колец и впечатляющей коллекции из 146 спутников, провел в системе Сатурна 13 лет, передав на Землю потрясающие изображения и ценные научные данные. В 2017 году его миссия завершилась эффектным погружением в атмосферу Сатурна, где он превратился в огненный шар.

Анализируя данные "Кассини", астрономы Ник Купер из Лондонского университета королевы Марии, Валери Лейни из Парижской обсерватории-PSL и их коллеги не только обнаружили скрытый океан под покрытой кратерами поверхностью Мимаса, но и пришли к выводу, что ему всего 5-15 миллионов лет. В космическом масштабе это делает его "новорожденным" нашей Солнечной системы.

Свой вывод они основывают на орбитальной аномалии, обнаруженной в данных "Кассини", а молодой возраст океана, по их мнению, объясняется тем, что он еще не оказал влияния на ледяную поверхность спутника.

"Мимас - небольшой спутник диаметром всего 400 километров, и его сильно кратерированная поверхность не давала никаких намеков на скрытый океан под ней", - сказал Купер. "Это открытие добавляет Мимас к эксклюзивному клубу спутников с внутренними океанами, включая Энцелад и Европу, но с уникальным отличием: его океан чрезвычайно молод, по оценкам, ему всего 5-15 миллионов лет."

По словам команды исследователей, относительная молодость океана Мимаса делает этот спутник прекрасным кандидатом для дальнейших исследований, направленных на раскрытие информации о зарождении жизни в нашей Солнечной системе.

"Наличие недавно образовавшегося океана жидкой воды делает Мимас главным кандидатом для изучения учеными, исследующими происхождение жизни", - добавил Купер.

Хотя в ближайшее время возвращение к системе Сатурна не планируется, НАСА заявляет, что извлеченные уроки миссии "Кассини" помогут разработать стратегию миссии Europa Clipper, запланированной к запуску в конце этого года. В ходе этой миссии космический аппарат совершит 49 пролетов вокруг спутника Юпитера Европы, чтобы исследовать потенциальную обитаемость его собственного подледного океана.

Открытие океана на Мимасе подробно описано в статье, опубликованной в журнале Nature.