Исследователи из Института прочности и надежности систем Фраунгофера (Германия) разработали инновационный шлем для водителей строительной техники, снижающий риск серьезных травм и профессиональных заболеваний.
Защита от вибрации
Этот шлем, предназначенный для операторов экскаваторов, бульдозеров и другой тяжелой техники, оснащен встроенным пьезоэлектрическим датчиком. Он представляет собой тонкую пленку из алюминиевого полипропилена, которая крепится к внутренней стороне верхней части шлема.
Принцип работы основан на пьезоэффекте: материал вырабатывает электрический сигнал при деформации. Чем сильнее тряска, тем выше напряжение сигнала. Датчик фиксирует колебания водителя во время работы и передает полученные данные (напряжение и частоту сигнала) нательный передатчик.
Специальное программное обеспечение анализирует информацию и предупреждает пользователя о превышении безопасного уровня вибрации. В таком случае водитель может сделать перерыв и принять меры, например, установить на сиденье дополнительные амортизаторы.
Зачем это нужно?
Чрезмерная вибрация опасна для здоровья, негативно влияя на головной мозг, позвоночник и глаза. По словам эксперта по электромеханике Института Фраунгофера Бьорна Сейпеля, водители строительной техники подвергаются воздействию вибрации с ускорением от 0,2 до 1,5 м/с², а пиковые значения могут быть значительно выше. "Наш датчик в шлеме позволяет легко и точно измерять вибрационную нагрузку в повседневной работе, что значительно улучшит охрану здоровья водителей", - отметил он.
Разработчики отмечают, что датчик может применяться не только для контроля состояния водителя, но и на этапе проектирования строительной техники, позволяя выявлять и устранять источники сильной вибрации еще до начала производства машин.