Под марсианскими ледниками могут существовать живые микробы / Все новости / Главная

Вопрос о существовании жизни на Марсе давно волнует ученых. Теперь у нас может быть точное место для ее поиска. Новое исследование Калифорнийского технологического института показало, что фотосинтезирующие микробы могли бы процветать в небольшой обитаемой зоне под льдом.

Поверхность Красной планеты представляет собой холодную, бесплодную пустыню. Отсутствие озонового слоя и магнитного поля означает, что ультрафиолетовое излучение от Солнца на поверхности Марса примерно на 30% сильнее, чем на Земле. Под ним не могут выжить даже самые стойкие микробы.

Однако большое количество свидетельств говорит о том, что планета не всегда была такой. Миллиарды лет назад на Марсе текли реки, озера и океаны, которые могли служить пристанищем для жизни. Когда эти благоприятные условия стали ухудшаться, микробиологическая жизнь могла отступить под землю в поисках убежища, где и сегодня может быть достаточно питательных веществ и ресурсов.

Теперь ученые из Калифорнийского технологического института вычислили потенциальную обитаемую зону для подземных микробов на Марсе.

Марсианская обитаемая зона

Обитаемыми зонами называются места, где условия идеально подходят для выживания жизни. Астрономы часто говорят о них в масштабе звездных систем. Так, Земля находится прямо в обитаемой зоне вокруг Солнца, где температура не слишком высокая и не слишком холодная, поэтому жидкая вода может скапливаться на поверхности.

В масштабе Марса обитаемая зона для фотосинтезирующих микробов могла бы существовать под определенным количеством льда. Если лед будет слишком тонким, сильное ультрафиолетовое излучение сожжет микробы, а если слишком толстым - под ним не будет достаточно видимого света, чтобы они могли питаться.

Команда Калифорнийского технологического института рассчитала, насколько глубоко будет эта обитаемая зона, исходя из содержания пыли и структуры льда. Если пыль составляет более 1% льда, то под ним будет слишком темно для выживания жизни. Но  если лёд будет содержать от 0,01 до 0,1% пыли, микробы могут найти убежище под ним на глубине от 5 до 38 см. Если лед еще чище, потенциальная обитаемая зона может располагаться на глубине от 2,15 до 3,1 м.

Для жизни в таких условиях все еще была бы необходима жидкая вода. Но, по словам ученых, пылинки, захваченные льдом, время от времени создавали бы небольшие карманы локального таяния, которые могли бы удовлетворять потребности микроорганизмов в воде. Этот процесс не сработал бы слишком близко к марсианским полюсам, но был бы возможен во льду в других местах планеты.

Конечно, это все теоретические выкладки. Существование жизни в таких областях возможно, но это не означает, что она обязательно там существует. Тем не менее, это исследование дает будущим роботизированным или пилотируемым миссиям на Марс хорошее место для начала поисков.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications Earth & Environment.