Ученые выяснили, что настроение, уровень образования, пол, происхождение и культура влияют на то, как люди ищут новые знания в интернете. В исследовании было проанализировано поведение более 480 тыс. пользователей из 50 стран мира, включая Украину.
Разные типы поведения
Практически каждый хотя бы раз на несколько часов застревал на страницах Википедии. Кто-то при этом следовал по условному линейному маршруту, кто-то переключался от одной темы к другой, а кто-то сочетал оба подхода. Команда учёных обнаружила, что поведение пользователей в таких ситуациях зависит от их личных особенностей.
Первое исследование Университета Пенсильвании, проведенное еще в 2020 году, выявило две категории пользователей: «охотников» и «любопытных».
Тут стоит отметить в оригинале «любопытный» использовался термин “busybody”, не имеющий точного перевода. Это слово означает «тот, который любит совать нос не в свои дела» и используется для обозначения человека, который не просто любопытен, но любопытен разнонаправленно и не по делу.
В новом исследовании, охватившем почти полмиллиона участников со всего мира категории «охотников» и «любопытных» были подтверждены. Но также к ним добавилась третья — «танцоры».
«Охотники», «любопытные» и «танцоры»
«Любопытные» пользователи имеют свойство переключаться между темами без какого-то конкретного плана. Человек может читать статью по физике, потом перепрыгнуть на биографию ученого, оттуда - на статью о каком-либо историческом событии, оттуда - на статью об архитектурном стиле и так далее. Такого пользователя ведет спонтанное любопытство, не подчиненное какой-либо конкретной цели.
«Охотники», напротив, предельно сосредоточены. Такие люди последовательно читают статьи, посвященные одной конкретной теме. Они копают вглубь, а не вширь, и не отвлекаются на посторонние темы.
Пожалуй, самая интересная группа, которую обнаружило новое исследование, - это «танцоры». Эти люди проявляют творческий подход, делая неожиданные, но вполне осмысленные переходы между областями знаний. «Танцоры» сочетают в себе черты «охотников» и «любопытных». Они ищут конкретную информацию, но при этом не боятся отклоняться от плана и исследовать новые, связанные с темой, направления.
Интересные корреляции
Исследователи обнаружили значительные различия в поведении пользователей из разных стран. В странах с высоким уровнем гендерного равенства и образованности пользователи чаще переходят от темы к теме, в то время как в регионах с социальным неравенством их поведение более целенаправленное и ограниченное.
Эти выводы могут быть полезны для разработки образовательных инструментов, адаптированных к особенностям восприятия информации в разных странах.
Особенности поведения пользователей также зависят от языковой среды и тематики. «Любознательные» предпочитают статьи по культуре, искусству и философии, тогда как «охотники» выбирают материалы по науке и технике.
Результаты исследования показывают, что различия в стилях познания могут быть связаны с общим уровнем образования и культурными факторами. Понимание этих различий может помочь улучшить методы обучения, поддерживая индивидуальные пути развития любознательности.
На основе данных учёные также строят гипотезы о влиянии биологических процессов на любопытство и рассматривают возможности для обучения искусственного интеллекта моделям человеческого поиска информации.
Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.