Несколько лет назад финско-эстонский стартап Verge удивил мир выпуском необычного мотоцикла с полым задним колесом, сквозь которое можно было бы просунуть ногу. Однако разработчики быстро поняли, что мощный кольцевой двигатель, встроенный в это пустотелое колесо, имеет потенциал, который выходит далеко за рамки мотоциклетной индустрии. Для реализации этих возможностей была создана дочерняя компания Donut Lab, которая разрабатывает новые применения для инновационного двигателя и модульную систему электрических компонентов.
Применение кольцевых двигателей
Donut Lab нацелена на широкий спектр транспортных средств: от автомобилей и грузовиков до лодок, летательных аппаратов, внедорожников и даже военной техники. Новый рынок существенно увеличивает потенциальную клиентскую базу компании. Donut Lab анонсировала своё создание в ноябре и уже планирует поставлять не только двигатели, но и целую архитектуру электрических компонентов для транспортных средств.
Согласно исследованиям компании, рынок электрического транспорта сейчас оценивается в 550 миллиардов долларов США и может превысить 4 триллиона долларов менее чем за 10 лет. Даже небольшая доля этого рынка сулит Donut Lab значительную прибыль.
Совместимость и стандартизация
Компания планирует создать библиотеку масштабируемых компонентов для электродвигателей, которые будут работать как единая система, но при этом останутся совместимыми для индивидуального использования. В каталоге Donut Lab будут представлены батарейные модули, компьютерные системы и управляющее оборудование для транспорта. Все элементы будут создаваться с учётом идеальной интеграции между собой, чтобы избежать проблем, с которыми столкнулся Verge при разработке своего мотоцикла TS.
«При разработке мотоцикла Verge TS мы поняли, насколько сложно и долго создавать электромобили с использованием традиционных методов. Причина в том, что компоненты поставляются разными производителями и плохо совместимы друг с другом. Интеграция занимает слишком много времени. Мы решили, что если решим эту проблему, то изменим всю автомобильную индустрию», — говорит генеральный директор Donut Lab Марко Лехтимяки.
Пока детали о конкретных компонентах и их характеристиках компания не раскрывает — более подробная информация ожидается на выставке CES 2025.
Первые проекты
Первые проекты Donut Lab уже демонстрируют амбициозные и необычные решения. Один из партнёров компании — Oruga — разрабатывает многофункциональную машину для преодоления сложного рельефа, сочетающую в себе элементы мотоцикла, снегохода и гусеничного вездехода.
Планируется, что этот внедорожник сможет развивать скорость до 120 км/ч и преодолевать до 200 километров на одном заряде аккумулятора.
Другой партнёр Donut Lab — HyperQ Aerospace — работает над инновационным тяжёлым летательным аппаратом Rotorhawk. Этот быстролетящий дрон вертикального взлёта и посадки (VTOL) предназначен для использования в логистике, экстренной помощи, тушении пожаров, сельском хозяйстве и военных целях. Модульная экосистема Donut Lab помогает HyperQ создать аппарат с высокой манёвренностью, увеличенной дальностью полёта и значительной грузоподъёмностью.
Donut Lab также рассматривает применение своих двигателей в робототехнике, космических аппаратах и морском транспорте. Ожидается, что компания представит больше информации о своих продуктах уже в январе, и за этим стоит следить.