Технологии виртуальной реальности уже достигли высокой степени погружения за счёт визуальных и звуковых эффектов. Разработчики активно работают над тактильными ощущениями, а также экспериментируют с передачей запахов. Теперь учёные взялись за последнюю неохваченную сферу — вкус.
Вкус — это очень субъективное восприятие, которое меняется не только от человека к человеку, но и даже в процессе еды. Воссоздать химическое взаимодействие пищи с рецепторами языка — непростая задача, но новое устройство под названием e-Taste пытается решить её.
Ранее учёные экспериментировали с электрической и термической стимуляцией языка, а также добавляли цветовые и ароматические эффекты, чтобы придать обычной воде вкус коктейля. Однако исследователи из Университета штата Огайо предложили иной подход — они используют реальные химические соединения.
Основой технологии стали пять базовых вкусов: сладкий (глюкоза), солёный (соль), кислый (лимонная кислота), горький (хлорид магния) и умами (глутамат). Эти вещества хранятся в отдельных капсулах внутри устройства e-Taste, а затем смешиваются в определённых пропорциях для имитации различных продуктов. Например, фруктовый сок может содержать две части сладкого и три части кислого вкуса, а запечённая курица — две части умами и одну часть солёного.
Когда пользователь получает виртуальное блюдо, e-Taste выпускает несколько капель смеси прямо на язык. Более того, устройство способно передавать вкусы удалённо через интернет, что открывает широкие возможности для применения технологии.
Экспериментальные испытания показали неоднозначные результаты. Испытуемые успешно распознавали вкус лимонада и торта, но с трудом отличали жареное яйцо, рыбный суп и кофе. Однако учёные планируют расширить набор химических соединений для более реалистичной передачи вкусов.
Если разработка продолжится, в будущем можно будет не только видеть, слышать и осязать виртуальный мир, но и пробовать его на вкус. Возможно, однажды даже появится возможность ощутить знаменитый вкус грибов, которые собирает Марио в культовой видеоигре.
Исследование опубликовано в журнале Science Advances.