С увеличением популярности электромобилей во всём мире учёные начали обращать внимание на неожиданную побочную проблему — укачивание пассажиров. Всё больше владельцев и пассажиров электромобилей жалуются на тошноту, особенно находясь на заднем сиденье. Это вызвало волну новых исследований, направленных на понимание причин и поиск решений.
Почему укачивает в электромобилях?
Одной из возможных причин специалисты называют отсутствие привычного опыта. По словам Уильяма Эмона, аспиранта французского Университета технологий Бельфор-Монбельяр, мозг человека ориентируется на уже знакомые движения транспортных средств. В случае с ЭМ, пассажиры сталкиваются с новой моделью движения, которую мозг ещё не умеет точно прогнозировать.
В автомобилях с двигателем внутреннего сгорания люди подсознательно полагаются на рёв двигателя, вибрации шасси и другие физические сигналы, которые помогают предугадать ускорение или торможение. В электрокарах, наоборот, движение происходит почти бесшумно и плавно, из-за чего мозг оказывается "в неведении" о предстоящих изменениях скорости или направления.
Ещё одной важной особенностью ЭМ является использование системы рекуперации энергии — технологии, при которой торможение сопровождается зарядкой аккумулятора. В отличие от резкого торможения в обычных авто, в ЭМ замедление более плавное и растянутое. Исследования показывают, что такие "мягкие" остановки усиливают симптомы укачивания.
Что происходит в организме?
Укачивание — это результат конфликта между сенсорными сигналами, поступающими в мозг от глаз, вестибулярного аппарата и тела. Например, человек видит неподвижный салон, но при этом чувствует ускорение — и это несоответствие вызывает тошноту, головокружение и общее недомогание.
Отсюда объяснение, почему водителей укачивает крайне редко — они контролируют движение, заранее знают, что произойдёт, и мозг успевает адаптироваться. Пассажиры, особенно на заднем сиденье, такой информацией не обладают.
Исследователи уже работают над способами снижения укачивания в электромобилях. Среди предлагаемых решений — добавление искусственного звука двигателя, использование адаптивной подсветки салона и даже тактильные вибрации, синхронизированные с движением машины. Эти меры помогут мозгу пассажира лучше воспринимать и предсказывать поведение автомобиля.
С ростом числа электрокаров в повседневной жизни эти исследования могут привести к улучшению комфорта поездок для всех, особенно для людей, склонных к укачиванию.