Истребитель F-22 впервые взял под контроль ведомый беспилотник / Все новости / Главная

Разработка концепции Loyal Wingman — беспилотного ведомого, работающего в паре с пилотируемым истребителем, — вышла на новый уровень. Lockheed Martin объявила об успешном лётном эксперименте: истребитель пятого поколения F-22 Raptor впервые взял на себя управление автономным дроном прямо в воздухе.

Этот шаг стал важной вехой для программы Next Generation Air Dominance (NGAD) и ключевого её элемента — проекта Collaborative Combat Aircraft (CCA), предназначенного для создания «боевых ведомых» нового поколения. И речь здесь не просто о новых технологиях, но о попытке решить давнюю проблему: современные боевые самолёты становятся настолько сложными и дорогими, что их разработка растягивается на десятилетия, а стоимость растёт в геометрической прогрессии. Когда-то аналитики даже шутили: если так пойдёт и дальше, к середине века США смогут позволить себе всего один истребитель. И не один тип — буквально один самолёт.

Что такое CCA и зачем он нужен

Программа CCA призвана переломить ситуацию. Новый автономный «лояльный ведомый» должен стоить примерно треть цены обычного боевого самолёта, а эксплуатация — значительно дешевле. Но главное — беспилотники можно отправлять на миссии, которые сегодня слишком рискованны для пилотируемой техники: разведку в глубине обороны противника, уничтожение средств ПВО, охранение ведущего самолёта.

Военно-воздушные силы США намерены закупить 1 000 таких дронов и использовать их вместе с 500 истребителями пятого и шестого поколения. Каждый беспилотник получит характеристики, сопоставимые с пилотируемыми самолётами, а также автономный ИИ, способный выполнять задания без постоянного контроля человека. Пилот в кабине превращается не столько в оператора, сколько в командира миссии, который задаёт цели, а дроны самостоятельно выбирают оптимальную тактику выполнения.

Как это работает

Ключевым элементом демонстрации стал интерфейс Pilot Vehicle Interface (PVI), над которым работает Skunk Works. 19 ноября 2025 года компания впервые объединяла F-22 и CCA в единую связку. Пилот Raptor’а смог отдавать команды беспилотнику через интуитивный интерфейс прямо в кабине.

Важно, что это был не классический режим «человек в контуре», когда пилот подтверждает каждое действие. Это новый подход — «человек над контуром». Дрон действует самостоятельно, а пилот лишь контролирует ситуацию и вмешивается только при необходимости. И всё это — в условиях, когда сам самолёт может лететь на скорости до Маха 2,2.

По словам О. Дж. Санчеса, вице-президента Lockheed Martin Skunk Works, это «прорыв в боевых возможностях», позволяющий пилотам одноместных самолётов управлять несколькими дронами через простые и понятные инструменты.

Если испытания продолжатся успешно, боевые дроны-ведомые могут полностью изменить правила воздушного боя. Они снизят стоимость операций, уменьшат риски для пилотов и позволят формировать гибкие, распределённые воздушные группы, где ИИ будет работать бок о бок с человеком. Новый этап военной авиации, кажется, уже буквально в воздухе.

 

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: