Аэротакси обещают стать новым этапом развития городского транспорта, но перед ними стоит одна очевидная проблема: где им приземляться? Китайская компания AutoFlight Aviation Technology предлагает необычное решение — плавучий вертипорт, который можно перемещать туда, где он нужен, если позволяет акватория. По сути, это самоходная баржа, покрытая солнечными панелями, способная служить посадочной площадкой для eVTOL-самолетов.

Идея вертикального транспорта не нова. Уже в 1940–50-е годы США и Великобритания пытались развивать регулярные вертолётные пассажирские рейсы. Тогда казалось, что вертолёты вот-вот совершат транспортную революцию, доставляя людей из аэропорта в центр города за считаные минуты. Но один из ключевых барьеров быстро дал о себе знать — почти негде было садиться. Несколько крыш небоскрёбов и переоборудованные пирсы проблему не решали, и технология осталась нишевой.
Сегодняшние аэротакси — лёгкие многороторные eVTOL-аппараты — сталкиваются с той же трудностью. И здесь на сцену выходит AutoFlight со своей разработкой под названием Integrated Sea–Air Low-Altitude Economy Solution.
Как устроен вертипорт
Плавучий вертипорт представляет собой баржу с площадкой для посадки, полностью покрытой солнечными панелями. Встроенная кабина используется одновременно как зал ожидания для пассажиров и как техническое помещение. Площадка достаточно большая, чтобы принимать как пассажирский шестиместный Prosperity I, так и грузовые eVTOL-модели компании — роботизированные White Shark и CarryAll.

Ключевая идея конструкции — мобильность. Вертипорт может перемещаться вдоль любой достаточно широкой прибрежной зоны, оказываясь именно там, где возникает спрос.
Зачем это нужно
AutoFlight подчёркивает, что сфера применения таких площадок выходит далеко за пределы городской мобильности. Они могут использоваться:
- для обслуживания офшорных объектов,
- в поисково-спасательных операциях,
- в туристических маршрутах,
- для быстрого создания временных транспортных узлов при резких всплесках пассажиропотока или грузоперевозок.
По сути, это модульная инфраструктура, которую можно кластеризовать, быстро собирая сеть точек посадки там, где она нужна здесь и сейчас.
22 ноября 2025 года AutoFlight провела демонстрацию работы прототипа на озере Дяньшаньху в Шанхае.
Конечно, после посадки остаётся решить один небольшой вопрос: как добраться с баржи до суши? Но, кажется, это уже другая история — и другая инженерная задача.
