Информационные технологии улучшают не только бизнес или частную жизнь. Благодаря ним сегодня совершенствуются и упрощаются взаимоотношения между гражданином и правительством. IGate выбрал примеры, которые можно применить в Украине.
На днях в Великобритании был поднят вопрос о создании системы электронных судов. Предложение, сделанное Советом по Гражданским Делам, предполагает, что иски до 25 тыс. фунтов стерлингов могли бы рассматриваться онлайн. Отказ от лишней бюрократии позволил бы британскому Министерству юстиции сэкономить деньги и ускорить процесс рассмотрения споров. По сути, предложение предполагает создание в масштабах страны большой службы поддержки, вроде той, что рассматривает и урегулирует споры на интернет-аукционах.
В нашей стране также существует проект «Электронный суд». Он был начат еще летом 2013 года. Тем не менее, он призван, в большей мере, упростить обмен информацией, а не устранить лишнюю бюрократическую волокиту. Главные особенности проекта — возможность обмена электронными документами и отправка судебных повесток в формате SMS. То есть, до уровня «службы поддержки», о котором на днях заговорили британцы, нам еще далеко.
Вообще, власть Великобритании уже давно поставила перед собой задачу обеспечить максимальный онлайн-доступ к услугам правительства. Еще в 2003 году правительство имело возможность предоставлять гражданам половину услуг с помощью интернета. А в 2008 году граждане Великобритании получили возможность голосовать на выборах с помощью СМС. При этом благодаря надежной системе регистрации, подтасовки и накрутки исключены.
На постсоветском пространстве электронные выборы – тоже не новость. Эстония стала первой страной в мире, которая провела интернет-голосование государственного значения. В 2005 году во время местных выборов граждане имели возможность проголосовать онлайн. Система оказалась настолько надежной и эффективной, что через два года, в 2007, была применена и в ходе парламентских выборов.
В США правительственные органы начали предоставлять часть услуг через интернет еще в конце девяностых годов. Ярким примером этого является ресурс ServiceArizona. Проект был разработан еще в 1996 году компанией IBM совместно с властями штата Аризона. Изначально он был призван упростить процедуру продажи автомобилей. Гражданам достаточно было заполнить соответствующие формы на сайте, чтобы отметить факт смены владельца транспортного средства. Сервис стал настолько популярен, что уже в 2001 году каждая пятая сделка в штате заключалась с его помощью. Позже на ресурсе появились новые функции. С помощью сайта стало возможно заказать автомобильные номера или восстановить потерянные документы.
В Швейцарии граждане сами через интернет заполняют данные о себе. И для переписи населения не нужно бегать по квартирам и заполнять груды сопутствующих бумаг.
Здравоохранение в развитых странах тоже давно взяло на вооружение интернет и коммуникации. К примеру, когда в 2003 году мир был напуган вспышкой атипичной пневмонии, правительство и минздрав Гонконга объединили усилия с мобильными операторами. Все граждане регулярно получали электронные уведомления о новых вспышках и распространении болезни. Это помогло существенно снизить концентрацию людей в опасных зонах и, соответственно, уменьшило риски заражения.
Власти Израиля также предупреждают граждан о заразе в электронном виде. Правда, не о болезнетворной, а о террористической. К примеру, жители в зоне риска оперативно информируются о проведении военных операций или обстрелах со стороны боевиков.
В прошлом году ООН провела исследование уровня развития электронного правительства в разных странах мира. Интересно, что призовые места достались не европейским странам. Абсолютным лидером рейтинга стала Южная Корея. Второе и третье место заняли Австралия и Сингапур. Далее, в порядке убывания, разместились страны, также попавшие в десятку лидеров: Франция, Нидерланды, Япония, США, Великобритания, Новая Зеландия и Финляндия.
Украина в рейтинге 2014 заняла всего лишь 87 место из 193. Казалось бы, не лучший показатель, но и не наихудший. Но настораживает тот факт, что в аналогичном отчете 2012 года мы занимали 68 место. То есть, за два года Украина не только не улучшила своей позиции, но и потеряла целых 19 пунктов.
В 2014 году к власти пришла новая команда управленцев. Многие из них имеют непосредственное отношение к IT. В связи с этим вопрос о создании более эффективной системы электронного правительства снова стал актуальным. Правда, объективно оценить старания новой власти мы сможем только в 2016 году – ООН публикует свои независимые отчеты раз в два года.