В прошлом году владелец компаний SpaceX, Tesla Motors и PayPal Илон Маск представил публике чертежи нового проекта – вакуумной железной дороги. И предложил всем желающим взяться за его реализацию. Компания Hyperloop Transportation Technologies (HTT) решила взять это на себя.
Удивительно то, что проект, который может изменить всю систему общественного транспорта, воплотится исключительно благодаря энтузиазму. Насколько известно, прототип вакуумной железной дороги вообще не будет коммерческим. В построении отрезка длиной 8 км на добровольной основе примут участие инженеры и ученые из Boeing, Airbus, NASA, SpaceX и других известных компаний. Все – на деньги от краудфандинга.
Важно, чтобы прототип был тщательно испытан и настроен. Ведь ему предстоит отправлять поезда в путешествие на скорости около 1200 км/ч. При такой скорости поезда, к примеру, от Киева до Львова, могла бы занять менее получаса. От Киева до Парижа – два часа.
После испытаний начнется строительство масштабной вакуумной железной дороги, которая опутает всю территорию США. Уникальность вакуумной железной дороги Hyperloop состоит именно в вакууме. Поезда движутся по длинным тоннелям, где практически отсутствует какая бы то ни было атмосфера. Это необходимо для развития скорости. Воздух чрезвычайно сильно тормозит любое транспортное средство. Если позволить автомобилю катиться с холма на нейтральной передаче, рано или поздно наступит момент, когда машина перестанет набирать скорость: ее будет тормозить сопротивление воздуха.
Согласно проекту, поездам Hyperloop не придется бороться с сопротивлением воздуха трением. Колес попросту не будет. Вагоны будут цилиндрическими капсулами из металла. А сами тоннели будут магнитными. Сильное магнитное поле не даст капсулам касаться стенок. Оно же будет разгонять и тормозить вагоны.
Для работы системы Hyperloop важно, чтобы она была полностью герметична. Причем герметичными должны быть как тоннели, так и вагоны-капсулы, иначе разрежение попросту убьет пассажиров. Впрочем, создатели уверены, что проект будет безопасным и успешным.
Хотя Hyperloop может совершить настоящую транспортную революцию, он отнюдь не нов. Более того, его можно считать одним из самых масштабных долгостроев в истории человечества. Ведь первые идеи о создании вакуумной железной дороги появились более ста лет назад.
В 1911 году в Российской Империи профессор Томского технологического института Борис Вейнберг проводил опыты по разгону предметов в вакуумной среде. В 1914 году он прочел лекцию о возможностях движения без трения. Неизвестно, к чему привели бы его исследования, поскольку их прервала первая мировая война.
Во времена Третьего рейха немецкий инженер Герман Кемпер проводил похожую работу. Он успел зайти в своих исследованиях дальше предшественника. Эксперименты начались в 1934 году, а уже в 1939 году создавался проект вакуумной железной дороги. Работы были прерваны второй мировой войной.
Дальше всех продвинулся японский ученый Кенойя Одзава. В конце шестидесятых годов он испытывал скорости поездов с реактивными двигателями. В первом эксперименте поезд двигался в обычной атмосфере. Благодаря реактивным двигателям вагон разогнался до 1140 км/ч. Когда эксперимент повторили в тоннеле, откуда предварительно был выкачан воздух, скорость составила 2300 км/ч. Проект не получил развития по двум причинам. Во-первых, оснащать поезда реактивными двигателями невероятно дорого. А во-вторых, скоростная железная дорога не очень актуальна для такого островного государства как Япония.
Сегодня вакуумные железные дороги могут появиться сразу в нескольких странах. Так, помимо США, этой технологией давно интересуются Объединенные Арабские Эмираты. Похожий патент есть и у России. Разговоры о создании трансъевропейской вакуумной дороги периодически поднимаются и в Евросоюзе.