В среде стартаперов и инвесторов часто говорят о том, что неважно сколько раз ты ошибался и падал. Главное – чтобы каждый раз вставал на ноги. По этому принципу действует и сооснователь стартапа Jeapie Александр Михайленко. Меньше чем за три года работы его проект претерпел целый ряд изменений – от приложения, которое позволяет бронировать столики в ресторанах со скидкой до сервиса рассылки push-уведомлений для банков. Как заставить себя не останавливаться, если идея не работает, Михайленко рассказал IGate.
Выпускник Днепропетровского национального университета еще в школе увлекался киберспортом. Михайленко участвовал во многих соревнованиях и в конце двухтысячных годов даже выходил во всеукраинские финалы. «Как и любой другой спорт, киберспорт тренирует упорность и настойчивость, учит побеждать в условиях достаточно жесткой конкуренции и дает возможность сразиться с игроками со всего мира», – вспоминает он. Еще один плюс компьютерных игр – прокачанный английский. Команда была интернациональной, да и все игровые новости были на иностранном языке. В будущем это пригодилось стартаперу. К тому же, позже он занимался организацией команд, а не играл сам – это дало ему опыт управления людьми.
К третьему курсу института Михайленко устал играть и создал собственную компанию – с другом Дмитрием Борзенковым. Веб-студия Wis-art.com развивалась достаточно быстро и, спустя два года, в 2012-м в ней работало уже 11 человек. Но создание сайтов не приносило больших денег, да и амбиции парней росли. Еще бы – большинство их однокурсников к тому времени устроились в IT-компании и получали высокие зарплаты, не переживая о поиске клиентов, выплатах подрядчикам и управлении персоналом. Михайленко мог бы оставить малоприбыльный бизнес и тоже устроится в компанию. Но не захотел. «Я никогда не работал ни на кого, кроме себя», – с гордостью говорит стартапер.
Как создать стартап
В 2012 году Михайленко и Борзенков впервые попали на лекции Дениса Довгополого, где он рассказывал о венчурном инвестировании и стартапах. Перспектива создать собственный IT-проект так их вдохновила, что партнеры сразу принялись за дело. Первой пробой стал сервис бронирования столиков в ресторанах со скидкой. Идея была простой. Пользователь бронирует столик, платит за это 15 грн, взамен получая 30% скидки на счет. Эта небольшая сумма гарантирует то, что человек не передумает посетить заведение. Ресторан же предоставляет скидку, поскольку столик все равно пустовал бы.
Сформировав концепцию проекта, предприниматели начали искать средства для его воплощения. «Инвесторы, с которыми мы общались, оценили наше воодушевление, но посоветовали прежде пообщаться с рестораторами и выяснить, заинтересованы ли они в подобном сервисе», – вспоминает Михайленко. Разработчики не стали откладывать дело в долгий ящик. Буквально за один рабочий день Александр и Дмитрий обошли около сорока ресторанов в центре Днепропетровска. Такая скорость удивила инвесторов. «Мы понимали, что молодым неизвестным парням никто не даст денег, на проект, потому старались брать своей решительностью и отчаянностью», – поясняет совладелец стартапа.
«Мы понимали, что молодым неизвестным парням никто не даст денег, на проект, потому старались брать своей решительностью и отчаянностью»
Разработчики начали развивать проект в Днепропетровске, планируя позже начать двигаться в другие города. Но тут произошло непредвиденное. Подобные проекты, как грибы, начали появляться в других городах Украины. Это поставило крест на планах расширения. Инвесторы отказывались давать деньги на развитие проекта, опасаясь сильной конкуренции. Поразмыслив, разработчики свернули деятельность. Вместо этого они создали скрипт, позволяющий любому желающему создать аналогичный сервис. Скрипт стоил $400 и пользовался спросом в Молдавии, России, Чехии.
Изменить направление деятельности
Размышляя над следующим проектом, Михайленко и Борзенков сразу решили создавать что-то такое, что будет крайне сложно скопировать. «Мы подумали, что получение push-уведомлений может стать новым трендом взаимодействия человека с программным обеспечением», – рассказывает Александр Михайленко. Так в 2013 году родилась идея создать Jeapie – мобильное приложение для приема push-уведомлений. Инвесторы заинтересовались проектом, поскольку эта ниша была не занятой. Тем не менее, для того, чтобы получить средства, нужно было представить готовый проект.
Команда всецело отдалась работе над Jeapie. «Мы решили пуститься во все тяжкие и уволились отовсюду, вышли из бизнеса. Только так, рискнув, мы могли уделять максимум внимания нашему новому проекту», – вспоминает Михайленко. Примерно в то же время, в начале 2013-го к команде присоединился нынешний технический директор проекта Артем Шананин.
К концу июля 2013 года была готова первая версия Jeapie. Система умела рассылать как персонализированные, так и групповые push-уведомления. Тем не менее, проект в таком виде оказался не слишком востребованным. Смартфонов было мало, пользователей готовых устанавливать дополнительное приложение и платить за него – еще меньше.
Тогда друзья перестроились и решили создать систему, которая сможет интегрироваться в уже готовые мобильные приложения и рассылать настраиваемые push-уведомления. Предполагалось, что основными потребителями сервиса станут разработчики игровых приложений. Тем не менее, предположение не оправдалось. «Мы выяснили своеобразный непреложный закон: игровые паблишеры не тратят деньги ни на что, кроме трафика», – рассказывает Михайленко.
Лето 2014 года было крайне сложным этапом в жизни проекта. Команду Jeapie покинул один из основателей, Борзенков, который был призван на службу. Уходя, разработчик отказался от дальнейших претензий на долю в проекте. «У нас была договоренность: если на момент выхода кого-либо из команды проект не имеет выручки, уходящий ни на что не претендует. Если же проект приносит хотя бы 10 гривен, уже есть, что делить и нужно давать отступные», – делится опытом Михайленко. И рекомендует всем стартаперам еще в начале пути оговаривать подобные моменты
Устоять в кризис
Команда Jeapie столкнулась с финансовыми трудностями. Осенью 2013 года проект получил грант в 240 тыс. гривен от Global Technology Foundation, но менее чем за год эти деньги закончились. Кризис, который ударил по украинскому рынку, напугал многих инвесторов. Кроме того, деньги российских инвесторов стали «токсичными». Европейские инвесторы практически перестали вкладывать деньги в проекты, создаваемые разработчиками призывного возраста. Тем не менее, деваться было некуда. Практически на голом энтузиазме команда продолжала разработку.
Осенью, когда экономическая ситуация немного стабилизировалась, стартап получил долгожданные инвестиции в размере $50 тыс. от инвестиционной компании Digital Future. В этот момент произошло то, чего разработчики не ожидали. «Внезапно к нам начали обращаться представители банков и финансовых организаций. В условиях кризиса возник стихийный спрос на экономию на СМС. Так, неожиданно для нас самих мы определили свою уникальную нишу», – рассказывает Михайленко. Цены на текстовые сообщения выросли в несколько раз. Альтернативой может быть рассылка гораздо более дешевых push-уведомлений. Сегодня Jeapie работает с несколькими крупными компаниями – Dom.ru, New book publishers, TheAppSolutions и др. А в начале лета планирует анонсировать сотрудничество с одним из крупнейших СМС-провайдеров страны.
Еще один вариант для развития Jeapie появился совсем недавно благодаря Google. Сам Михайленко называет это настоящей революцией. Дело в том, что в браузер Google Chrome была добавлена функция push-уведомлений. «Это открывает массу новых возможностей для взаимосвязи пользователя и ресурса», – утверждает совладелец Jeapie.
В этом году команда намерена достичь стабильного органического роста от 5% до 10% пользователей в неделю. К концу года разработчики надеются выйти на показатель 14 тыс. пользователей. У компании уже есть партнер в Финляндии и совладельцы надеются найти еще нескольких в других европейских странах. Дело за малым – найти инвесторов для развития проекта.