Колонка Артема Белодеда, СЕО Multitest.me
«Хорошее - враг великого. Это одна из основных причин, почему у нас так мало чего-то по-настоящему великого - школ, правительств, компаний». Так начинается моя любимая книга Джима Коллинза «От хорошего к великому». Работая над своим стартапом, я решил перечитать ее – и по-новому взглянул на многие тезисы. В первой колонке я развенчаю мифы, с которыми столкнулся в процессе создания компании «Мультитест».
1. Великими стать слишком сложно
Если вы спрашиваете: «Зачем нам пытаться стать великими? Разве просто успеха недостаточно?» - скорее всего, вы заняты не своим делом. Достижение экстраординарных результатов принесет вам и вашей команде намного больше увлеченности и смысла в работе и в жизни.
Мне не с первого раза удалось построить самоокупаемый бизнес, а прибыль компания «Мультитест» показала через два года после регистрации. Вероятно, самая существенная причина, заставляющая людей создавать свой бизнес – это стремление сделать что-то значительное (по крайней мере, для меня это так). И когда получается двигаться вперед, строить свою компанию, пускай и не так быстро, как хотелось бы, но уверенно и последовательно – это действительно наполняет жизнь смыслом, дает силы преодолевать сложности и идти дальше.
2. Для успеха нужен харизматичный лидер
Мне сложно говорить о наличии или отсутствии собственной харизмы, но могу сказать следующее: если вы однажды все-таки решитесь возглавить стартап, не забудьте подумать над тем, что вам так или иначе придется быть лидером, много говорить и выступать публично. И харизма здесь в любом случае не помешает, врожденная или приобретенная.
С другой стороны, успешное правление яркого харизматичного лидера в исследовании Колленза обычно характеризовалось выдающимися, но не долгосрочными результатами. Показательный пример из Долины - компания Apple, которая дважды была под руководством Стива Джобса, и теперь, к сожалению, снова осталась без него.
3. Все решает правильная система мотивации
Суть вознаграждения не в том, чтобы заставить неправильных людей делать правильные вещи, но в том, чтобы привлечь и удержать достойнейших. И цель здесь – не заставить работать тех, кто не соответствует своим должностям, а привлечь в команду подходящих людей и сделать так, чтобы они в ней остались.
Я уверен, что правильная система мотивации – отличная возможность привлечь и удержать лучших. Одна из частых причин неудовлетворенности на работе – равная оплата посредственных и выдающихся результатов. Поэтому справедливое распределение вознаграждения позволяет экономить средства при слабых достижениях и стимулировать самостоятельный уход наименее эффективных сотрудников.
4. Главное - хорошая стратегия
Как правило, начало перехода к выдающимся результатам крайне редко сопровождается наличием четкого плана, программы, стратегии преобразований. Если у вас на борту нужные люди, то проблема мотивации и управления исчезает сама по себе. Нужные люди не нуждаются в непосредственном руководстве или стимулах; у них достаточно самомотивации, обусловленной внутренним стремлением добиться исключительных результатов и участвовать в создании чего-то великого. А если на борту «не те», то направление уже и не важно – великую компанию вам создать все равно не удастся. Великая стратегия бесполезна без великих людей.
Нужно четко различать цели компании и стратегию по их достижению. У команды и ее руководителя может быть понимание миссии компании, цели ее существования. Но конкретные планы по ее достижению должны вырабатываться всем коллективом с учетом разнообразных компетенций и опыта.
5. Нужно всегда излучать оптимизм
Оптимизм, не подтвержденный фактами, не приносит положительных результатов, и на поверку обычно оказывается непродуктивной бравадой. Все великие компании начали путь к успеху со взгляда в лицо суровой действительности. Психология лидеров компаний, добившихся исключительных результатов, описывается «парадоксом Стокдейла»: не терять веру в то, что вы можете победить, несмотря на все трудности, но в то же самое время, открыто и трезво смотреть в глаза суровой правде, какой бы жестокой она ни была. К слову, харизма здесь является одновременно достоинством и недостатком, поскольку сила личности лидера может привести к тому, что подчиненные начнут скрывать от него неприятную правду.
Это, по-моему, один из самых больших грехов стартапщиков, от которых все – потенциальные и существующие инвесторы, пресса, сотрудники – ждут исключительно положительных результатов. И здесь очень легко потерять трезвый взгляд, начать путать фантазии и реальность. Но чем раньше наберешься смелости признать реальное положение вещей, тем больше шансов скорректировать стратегию и нащупать действительно правильный путь дальнейшего развития. Например, через некоторое время после запуска «Мультитеста» мы диагностировали проблемы с уровнем конверсий в процессе выбора интернет-провайдера, и начали перебирать (и проверять) варианты, которые бы привели к значительному улучшению этого показателя. Команда с пониманием отнеслась к проблеме, и с энтузиазмом – к ее решению, что и стимулировало нас найти новые пути оптимизации.
Какие мифы еще могут помешать создать интересный проект, читайте на IGate через неделю.