Недавно запустился портал iGov.org.ua, на котором в перспективе можно будет офрмить и получить всевозможные справки, выписки и документы от государственных органов в электронном виде, не тратя времени на очереди. IGate спросил у IT-предпринимателей какие госуслуги нужно перевести в электронную форму в первую очередь.
Сергей Петренко, экс-глава «Яндекс Украина», владелец коворкинга «Терминал 42»:
«Я считаю, что в первую очередь нужно перевести в электронную форму регистрацию и все виды отчетности малого бизнеса и ФОПа. Причем с постпроверкой – предприятие пусть регистрируется онлайн, сдает отчеты, а государство потом проверяет. Не проверило – его проблемы. Нам необходимо максимально упростить вход в бизнес и его ведение для всех».
Дмитрий Суслов, «1С-Битрикс»:
«Во-первых, мне кажется, что количество справок, разрешений или лицензий в Украине избыточно. Было бы здорово, если бы при создании электронного правительства они были сокращены в разы. Во-вторых, большинство госуслуг вполне могут быть переведены в электронную форму с последующим предоставлением открытого доступа к различным реестрам. Ну вот, например, извлечение из госреестра, которое нужно предоставлять при заключении сделок, подписании договоров и т.д. Его нужно заказывать, платить госпошлину, ехать куда-то чтобы забрать, но зачем? Разве не проще ли тому же нотариусу просто сделать запрос в этот реестр и немедленно получить необходимую информацию? Ну или та же справка о несудимости, которая вообще никому не нужна, но является самым продолжительным звеном, из-за которого загранпаспорт делается минимум 10 дней. То же самое касается запросов на открытие и открытие бизнеса — я уверен, что первичную подачу заявки на открытие ООО или регистрацию предпринимателя можно делать в электронном виде».
«Не буду гадать, поскольку ответ на этот вопрос лежит в плоскости статистики. Нужно выбрать самые популярные госуслуги и начинать внедрять все что вверху списка в первую очередь. В госуслугах для бизнеса нужно в первую очередь заниматься самыми денежными услугами. Там с критериями сложнее, но это все, что касается разрешений, земли, строительства, а также все закупки и аукционы».
Андрей Пастухов, Expert & Consulting:
«На сайте iGov есть несколько услуг, которые запланированы для приведения в электронную форму. Это, например, ответы на обращения граждан, ответы на обращения предприятий, предоставление справки о месте регистрации, цифровая подпись – все они нужны и чем быстрее, тем лучше. Это намного ускорит бизнес-процессы любой компании. Я бы начал с того, что спросил бы в ЖКХ и обладминистрациях, куда больше всего очередей (какие вопросы пытаются решить) – и начал бы с них».
Юрий Чайка, Monexy:
«Для бизнеса было бы хорошо, чтобы заработала электронная цифровая подпись и появилась возможность заключать договора в электронной форме. Это позволило бы ускорить и упростить ведение бизнеса. Стало бы проще заключение договоров, особенно с иногородними, подписание актов выполненных работ и других документов предприятия».
Александр Краковецкий, DevRainSolutions:
«Мне кажется, в первую очередь нужно взяться за справки – из ГАИ, МРЕО, банков, городских служб, налоговых и т.д. К счастью, налоговая отчетность уже в электронном виде».
Алексей Витченко, Digital Future:
«К сожалению, большинство государственных процедур и услуг в нашей стране сильно забюрократизированы. В большинстве случаев, ты должен стоять в километровых очередях, чтобы подписать справку, получить разрешение и т.д. Один из последних примеров – оформление субсидий на коммунальные услуги. Ты должен заполнять бумаги, отправлять их по почте и это абсолютно не гарантирует получение льгот. Уверен, что это сложно для большинства пожилых людей. Та же история с оформлением земельных участков и недвижимости, таможенными услугами и многим другим. Хотя стоит отметить, что за последний год в Украине начали работу ряд сервисов упрощающих жизнь украинцев. К примеру, мы получили доступ к открытым базам данных, юрлица могут платить теперь налоги онлайн, на сайте минюста можно зарегистрировать юрлицо онлайн, получить выписку и доступ к ряду документации. Также появились сервисы помогающие рассчитать размер субсидий, налогов. На сайте Киевской городской администрации можно подать запрос по жилищно-коммунальной проблеме. Со стороны правительства – это уже шаг на встречу украинцам. BankID также во многом может упростить нашу жизнь. Резюмируя, большинство услуг и взаимодействий с гос.органами должны быть переведены в онлайн – получение разрешений, выписок, справок, подача отчетов, оплата налогов и.т. Кроме процедур, которые требуют непосредственного присутствия человека – например, получение водительских прав, разрешение на ношение оружия».
Вадим Роговский, WannaBiz:
«Чем большее количество госуслуг станет доступно в онлайн-формате, тем проще будет и обычным гражданам, и бизнесу. Сегодня процедура оформления какого-либо документа занимает уйму времени и сил. Наиболее востребованными, по результатам общения со стартапами-резидентами бизнес-инкубатора WannaBiz, являются такие процедуры, как регистрация и, особенно, закрытие СПД, оформление загранпаспортов, а также создание электронной системы обслуживания ОСМД. В связи с реформированием в сфере ЖКХ возникла необходимость создания единой информационной системы для контроля бюджетирования, ведения бухгалтерского учета, предоставления отчетов в налоговую и т.д. Эту тему мы обсуждали в рамках Хакатона Hack4energy. Несмотря на то, что еще остается ряд вопросов, касающихся того, как лучше организовать подобную систему, нет сомнений, что ОСМД - непаханое поле для стартаперов. Впрочем, это относится и к другим проектам по созданию электронных госуслуг».