Беспилотные автомобили: ждать или опасаться? / Все новости / Главная

Уже несколько лет крупнейшие технологические компании мира разрабатывают и тестируют беспилотные технологии. Совсем скоро автомобили без водителей начнут делить дороги с людьми. Илон Маск, глава Tesla Motors, считает, что уже мене чем через год беспилотные авто окончательно обоснуются на дорогах общего пользования. В течение октября компания выпустит программное обновление для своих автомобилей, включая новейший кроссовер Model X. Обновление позволит водителям задействовать на трассах ограниченные функции автопилота. В общем, человечество быстро и неотвратимо движется к эпохе беспилотных машин. Так ли радужно будущее на автопилоте?

 

Безопасность поездок

Основной проблемой остается уязвимость беспилотных автомобилей для перехвата. И речь идет даже не об угрозе «привычных» кибератак. Безусловно, любую смарт-машину, теоретически, можно взломать. Но любые программные бреши можно, в конце концов, закрыть. Совсем другое дело, когда компрометируется вся система навигации умного автомобиля.

 

Недавно специалист по безопасности из компании Security Innovation Джонатан Пети представил устройство, способное физически обмануть любой самоуправляемый автомобиль. Машины самостоятельно ориентируются на дороге благодаря мощной и крайне дорогой системе лазерного наблюдения, называемой разработчиками Lidar (Light Identification Detection and Ranging). Lidar в режиме реального времени сканирует окружающий мир и создает очень точную трехмерную модель, включая мельчайшие объекты и препятствия. Эта модель достаточно надежна как для движения по трассе, так и для осторожного лавирования в городском трафике. Но, как выяснилось, систему вполне можно обмануть. Из дешевых компонентов, потратив всего $60, Джонатан Пети собрал собственный лазерный излучатель, который умеет подделывать отраженные сигналы и вводить Lidar в заблуждение. Автомобиль начинает видеть препятствия там, где их нет. Таким образом, не взламывая программной защиты, машину-беспилотник можно остановить или заставить ехать в направлении, необходимом злоумышленнику.

 

Вероятно, в будущем разработчики найдут способ устранить эту проблему. Но и методы перехвата станут совершеннее. В общем, чтобы уберечь автопилот от ошибки, надежнее всего будет взять на себя ручное управление. Но представим себе человека будущего, который всю жизнь проездил на автопилоте. Вероятно, ему самому сесть за руль будет не проще, чем некоторым нашим современникам перейти с автоматической коробки передач на ручную.

 

Конфиденциальность данных

Второй крупный недостаток беспилотных автомобилей связывают с конфиденциальностью. Слишком умная машина неизбежно будет оставлять массу данных обо всех своих путешествиях. Можно возразить, мол, честному человеку незачем скрывать свои перемещения. С одной стороны, это так. Но с другой, заинтересованные лица получат еще больше возможностей для успешного манипулирования потребителем. Водитель прокладывает маршрут к спортивному залу? Значит, уместно будет показать ему рекламу спортивных товаров. Возможно, прямо на лобовом стекле.

 

В конце концов, беспилотные автомобили на их нынешнем этапе развития могут показаться многим людям чрезмерно осторожными и аккуратными. На прошлой неделе один из репортеров канала BBC получил возможность лично опробовать автомобиль Google. По его словам, машина оказалась, «блестящей, но скучной». На дороге автомобиль ведет себя так, словно движется по минному полю. Компьютер видит угрозы даже там, где их нет, потому движение оказывается до неприличия плавным, размеренным и вежливым. Хотя это может показаться абсурдным, но именно такое «вежливое» поведение невероятно нервирует окружающих водителей, а потому может спровоцировать аварийно-опасные ситуации. Впрочем, компания Google уже осознала проблему, потому обещает научить свои машины более «человечной» манере езды.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: