Зачем банкам внедрять BankID? / Все новости / Главная

BankID — это система онлайн-верификации гражданина через онлайн-сервис банка. Эта технология – единственная доступная альтернатива электронной цифровой подписи. В отличие от длительного и неудобного процесса получения ЭЦП, счет в банке сегодня есть у большинства жителей Украины. Именно благодаря BankID большинство украинцев смогут получить государственные админуслуги в режиме онлайн. Поэтому IGate решил узнать, карточки каких банков работают в системе BankID, зачем банкам внедрять эту технологию, сколько денег они на это тратят и как планируют на ней зарабатывать.

Банковский

Впервые технология BankID была запущена в Украине 16 июня 2015 года во Львове. Тогда львовский интернет-портал административных услуг начал идентифицировать клиентов «Приватбанка» и «Ощадбанка». Сегодня на самом известном портале электронных госуслуг igov.org.ua указана возможность идентификации клиентов восьми банков: «Приватбанка», «Банка Михайловский», «Фидобанка», «Банка Пивденный», «А-банка», «Платинум банка», «Альфа банка», «Идея банка».

Но фактически в национальном масштабе на данный момент идентификация возможна только клиентов «Приватбанка». «Ощадбанк» пока ограничился тестированием на львовском портале госуслуг. В «Банке Михайловский» обещают запустить услугу в конце 2015 года, в «Фидобанке» и «Банке Пивденный» тестируют технологию. Сервисы остальных банков не работают и на запрос IGate они не ответили.

В то же время, ряд банков очень заинтересованы в популяризации BankID, и дело тут не в пиаре или желании отдать дань моде. Одним из первых запустив технологию на базе своей информационной системы, банк получит конкурентное преимущество. Он предложит клиенту новый востребованный сервис, которого нет у других.

«Развивая технологичные сервисы, мы надеемся расширить клиентскую базу — привлечь молодежный сегмент, использующий услуги интернет-банкинга, мобильного банкинга», — рассказывает о целях внедрения технологии Сергей Тетюхин, начальник управления специальных проектов «Банк Пивденний». Ему вторит коллега по рынку. «Выгода для клиента – существенная экономия времени: как с точки зрения отсутствия необходимости держать ЭЦП, так и с точки зрения необходимости посещения госорганов для подачи заявлений и идентификации», — объясняет Алексей Постернак, начальник отдела развития интернет и мобильного банкинга «Банка Михайловский».

Он также считает, что потенциал BankID еще не раскрыт и пока немногие это понимают. Например, с помощью BankID можно заключать сделки, вести полноценную операционную деятельность в различных  финансовых учреждениях. В Польше с помощью подобных сервисов можно получить кредит или открыть депозит, не проходя персональную идентификацию в отделении, поскольку клиент идентифицирован другим банком.

В пресс-службе «Фидобанка» говорят, что в перспективе при массовом использовании BankID может стать интересна не только физлицам, но и коммерческим компаниям. К примеру, клиент желает получить у интернет-магазина товар в кредит. Для этого ему необходимо подтвердить свои данные, предоставить документы, то есть пройти идентификацию. «Если интернет-магазин интегрирован с сервисом, то сможет предоставлять своим покупателям такую возможность. Для коммерческих компаний такая опция может быть платной», — поясняют в Фидобанке.

Олег Серга, пресс-секретарь «Приватбанка», сообщил, что банк уже ведет переговоры с некоторыми коммерческими компаниями о предоставлении им услуг онлайн верификации клиентов. «Возможно, этот сервис для них сделаем платным. Но для государственных сайтов все будет бесплатно», — утверждает Олег Серга.

Цена внедрения

Надо сказать, что стоимость внедрения технологии BankID в банках весьма невелика. Она состоит из зарплаты разработчиков и затрат на выделение технических ресурсов. «Если не учитывать операционных расходов для интеграции с API BankID, то значительных расходов нет. Конечно же, мы понимаем, что возможности сервиса будут развиваться, а значит появятся расходы на доработку протокола, но это того стоит», — говорит Алексей Постернак.

По словам Романа Шевцива, генерального директора компании по обслуживанию бизнеса White House Management, для интеграции с BankID банку необходимо всего лишь создать IТ-надстройку, которая будет обеспечивать авторизацию клиента в системе. «Сегодня на рынке есть решения, которые позволяют это сделать быстро и дешевле, чем разрабатывать самостоятельно. В зависимости от сложности инфраструктуры интернет-банкинга, такое решение позволяет интегрироваться за время от недели до месяца», — объясняет эксперт.

Вместе с тем, сегодня в Украине еще не создано правовое поле для полноценного использования BankID. Но у разных госструктур есть понимание, что его нужно создать и у них есть готовность работать в этом направлении совместно с частным рынком, отмечает Яника Мерило, эксперт «Агентства по вопросам электронного правительства».

«Важно чтобы представители государственных органов не говорили о том, что они не могут внедрять электронные госуслуги, потому что нет законодательно урегулированных возможностей идентификации и авторизации пользователей. Сейчас это единственное оправдание для тех, кто не хочет внедрять услуги», — подчеркивает Яника Мерило.

Она говорит, что в настоящее время идет активный процесс разработки законодательной базы для BankID. Драйвером данного процесса выступает Государственное агентство по вопросам электронного управления. Уже есть рабочий вариант нормативного акта, в котором указано, что основным разработчиком стандарта BankID должен быть Национальный банк Украины, как регуляр банковского сектора. Это в комментарии IGate также подтвердил Алексей Выскодуб, заместитель председателя Госагентства по вопросам электронного управления.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: