Едва ли не каждый день можно услышать новость о том, что какая-либо корпорация патентует новое устройство или технологию. К примеру, Apple на днях запатентовала технологию бесконтактного управления смартфоном. Google – систему доставки грузов с помощью нескольких беспилотников. Samsung – систему распознавания шепота.
Некоторые патенты удивительно похожи на уже существующие технологии. К примеру, Facebook недавно получил патент на систему, позволяющую искать автомобильных попутчиков. Подобная технология уже была ранее воплощена в райдшеринговом онлайн-сервисе BlaBlaCar. Тем не менее, это вовсе не значит, что BlaBlaCar должен немедленно подавать в суд на Facebook. Ведь у компании BlaBlaCar есть собственный патент, весьма похожий, но не идентичный тому, что заполучил Facebook.
Но почему существование патента не гарантирует отсутствие конкурентов? И в чем тогда смысл современного патентования? Попробуем разобраться.
Плюсы и минусы чрезмерной подробности патентов
В наши дни патентные бюро не позволяют регистрировать слишком общие идеи. Заявки должны содержать крайне подробные описания устройства или технологии. При этом учитываться может даже цвет тех или иных компонентов. Как следствие, потенциальному конкуренту достаточно лишь немного изменить конструкцию или идею, чтобы избавить себя от возможных претензий.
С одной стороны, это помогает бороться с самыми наглыми патентными троллями. С другой – лишает настоящих изобретателей какой-либо адекватной защиты изобретения. Как следствие, процесс патентования зачастую сводится к борьбе автора и эксперта патентного бюро. Автор хочет максимально защитить свои права и представить как можно более общую картину изобретения. Бюро – подозревает автора в попытке патентного троллинга и требует бесконечных уточнений.
На уровне гигантских корпораций подробность патентов приводит к тому, что каждая компания имеет права на множественные вариации какой-либо технологии, минимально отличающиеся от вариаций конкурентов. Это – своеобразная гонка вооружений, не дающая никому очевидного преимущества.
Корпорации не троллят
В сложившейся ситуации на современном рынке патентным троллингом занимаются исключительно профильные адвокатские конторы. Это – компании с большим штатом юристов. Сами они ничего не производят, а лишь регистрируют сотни разнообразных патентов. Предполагается, что кто-то однажды выпустит продукт, слишком похожий на тот, что описан в одном из патентов. В этом случае тролли будут пытаться через суд стребовать с производителя деньги.
Гигантские корпорации подобным не занимаются. Во-первых, реальное производство товаров и услуг приносит намного больше прибыли. Во-вторых, уличение в откровенном патентном троллинге негативно скажется на имидже компании. В мире, где потеря лица чревата потерей пользователей, подобное недопустимо.
IT-гиганты используют патенты исключительно для давления на противника. Иногда иски подаются даже в тех случаях, когда истец и не надеется выиграть дело. Просто своевременная новость о судебном иске против компании может ненадолго уронить стоимость ее акций, а также дать недоброжелателям лишний повод для сплетен. Потому подобные судебные разбирательства, как правило, заканчиваются не решением суда, а взаимной договоренностью о чем-то, что не имеет никакого отношения к злосчастному патенту.
Патенты – это престижно
Наконец, еще одна причина, по которой крупные компании подают много патентных заявок – престиж. Если корпорация владеет тысячами патентов, никто всерьез не будет в них копаться. Зато руководство компании сможет с гордостью рассказывать инвесторам и журналистам о гигантском портфеле интеллектуальной собственности.
По этой же причине IT-гиганты поощряют сотрудников за новые идеи и изобретения. Даже если эти изобретения никогда не будут воплощены в жизнь в силу их откровенной абсурдности. Патент в данном случае – просто еще один балл к престижу компании и еще один плюс в резюме изобретателя.