В Европе Uber не очень повезло с лояльностью. Возможно, сказалась разница менталитетов с Новым Светом, возможно, еще что-то. Однако за пределами Америки сервис то и дело сталкивается с проблемами, некоторые из которых даже грозят превратиться в катастрофу.
В то же время, у властей США глобальных претензий к сервису Uber нет. Количество американских водителей, использующих это приложение, давно перешагнуло за 250 тыс. человек, а в Нью-Йорке их даже больше, чем официальных такси. Более того, компания развивает сторонние сервисы, среди которых доставка еды с помощью водителей Uber Eats или же доставка посылок. Так что можно смело утверждать, что на американском рынке Uber чувствует себя вполне уверенно.
Мы собрали для вас топ-10 скандалов, связанных с водителями Uber и работой сервиса в целом.
№1 «Проститутки» в салоне
На самом деле, конечно же, сервис сотрудничал не с «ночными бабочками», а с сервисом экскорт-услуг Avions de Chasse. Сотрудничество состояло в том, чтобы привлечь к продвижению Uber симпатичных девушек. Но не просто девушек, а девушек-водителей, и не просто девушек-водителей, а полуголых девушек-водителей модельной внешности.
В рамках этой акции пользователю достаточно было ввести в приложение промокод UBERAVIONS и ждать, пока за ним заедет фотомодель, а представительницы Avions de Chasse на время становились водителями Uber для того, чтобы радовать клиентов компании в отдельно взятом городе Лион. Для «безопасности» пассажиров такая поездка могла длиться не более 20 минут.
Возможно, эта услуга имела бы бурный успех по всему миру, однако после первой же реакции СМИ пост об этом несомненно выигрышном PR-ходе из официального блога Uber был удален. А жаль…
№2 Большой Uber следит за тобой
В ноябре 2014 года журналистка издания San Francisco Magazine Эллен Кашинг заявила, что она подверглась шантажу со стороны работников Uber. Несколько влиятельных менеджеров компании предупредили Кашинг о том, что ее личные данные могут быть использованы не по назначению. Бывшие сотрудники сервиса поделились весьма неоднозначными фактами, исходя из которых можно понять, что через Uber можно вычислить местоположение пользователя по логам в приложении.
Этот режим, называющийся God View, доступен для ограниченного круга клиентов компании и разработан для отслеживания перемещения пользователей приложения. God View не доступен водителям сервиса, но широко используется на корпоративном уровне.
Впрочем, вскоре после того, как эта ситуация получила огласку, Uber применил «дисциплинарные меры» к сотруднику, шпионившему за журналистами. Что, впрочем, не смогло в полной мере остановить волну «показательного линчевания» приложения сознательными пользователями. Тем более, что никакой конкретики по понесенному оскандалившимся менеджером наказанию компания не обнародовала.
№3 Водитель-насильник
В ноябре 2015 года суд Дели приговорил к пожизненному заключению водителя Uber, который изнасиловал свою пассажирку — молодую женщину, возвращавшуюся домой после ужина с друзьями. Шив Кумар Ядав – водитель сервиса – еще в октябре был признан виновным в похищении, изнасиловании и шантаже своей жертвы.
Он устроился на работу в фирму, представив фальшивые рекомендации и тщательно скрыв свое уголовное прошлое. Судья решил, что таксист-насильник будет отбывать срок до своей естественной смерти.
Преступление Ядава послужило причиной для индийских властей запретить деятельность фирмы Uber в стране. Впрочем, позже компания смогла вновь получить разрешение на работу в Индии. Но уже только после того, как ужесточила правила проверки водителей.
№4 Миллион долларов за компромат на неугодных
Продолжая череду эпических ошибок, руководство компании умудрилось предложить потратить миллион долларов на поиск компромата на журналистов… во время общения со СМИ. Нам остается только гадать, о чем думал исполнительный вице-президент компании Эмиль Майкл, который всерьез предложил потратить миллион долларов на поиск компромата у журналистов, которые критикуют сервис, во время частного ужина с участием ведущих представителей прессы в ресторане Waverly Inn в Нью-Йорке. По мнению Майкла, компания должна была потратить один миллион долларов на найм «оппозиционных» сыщиков и журналистов, которые могли бы заняться поиском компромата из личной жизни тех, кто пишет нелестные вещи о компании.
После публикации информации о произошедшем Эмиль Майкл через пресс-службу Uber вынужденно извинился, сообщив, что высказывания, приписываемые ему, прозвучали во время частного ужина в неформальной дискуссии по поводу его чувств в связи с «сенсационными» новостями о его компании. Он подчеркнул, что его словам нисколько не отражают его действительные взгляды и не имеют никакого отношения к взглядам компании.
К слову, существует мнение, что компания платит журналистам и ученым за благоприятное освещение своей деятельности. Фу быть такими.
№5 Ориентировка на уровень приступности
Компания умудрилась запостить в своем блоге запись под названием "Как алкоголь и проституция помогают сделать Uber лучше". Это их заявление даже прокомментировать весьма проблематично.
Не вопрос, найти нечто общее между разбоем на улицах и пассажиропотоком можно. А в посте компании речь шла о том, как связано количество преступлений в том или ином районе и количество заказов такси посредством Uber. Но все же они несколько излишне перегнули палку. Что интересно – на оную запись указало издание VentureBeat, у которого ранее уже звучал ряд претензий к сервису.
№6 Наживаясь на чужой беде
В декабре 2014 года сервис умудрился резко взвинтить цены на услуги такси, вызванные через Uber в Сиднее, где вооруженный преступник захватил заложников в кафе. Спустя «какие-то» два часа компания объяснила, что резкое повышение цен связано с автоматическим алгоритмом, который использует сервис.
Согласно данным предоставленным компанией Uber, тарифы автоматически повышаются, когда спрос превышает предложение, чтобы сподвигнуть больше водителей выйти в онлайн либо выехать из других районов и принять заказы пассажиров в районах повышенного спроса. Компания также заявила, что возместит пользователям в Сиднее стоимость поездок, а после даже предложила другим пользователям в этом районе бесплатные услуги. Однако это произошло уже спустя более 2 часов после первоначального скачка тарифов.
СМИ обвинили Uber в излишней агрессивности, заявив, что подобные всплески спроса случаются не только во время массовых праздников или мероприятий, но и во время чрезвычайных ситуаций. И в этом случае компания должна вести себя как ответственный член общества.
№7 Uber коллекционирует пользовательские данные
Android-приложение Uber обвинили в том, что оно собирает неимоверно огромное количество персональных данных своих пользователей, в том числе историю звонков, регистрацию в WiFi сетях, GPS-локации, все ID-устройства и даже наличие (или отсутствие) уязвимости Heartbleed. Этот скандал в итоге стал причиной того, что Uber чуть не объявили вирусом.
Представители Uber оперативно отреагировали на размещение подобного заявления, опубликовав опровержение, в котором сообщили, что доступ к камере и WiFI сетям требуется для того, чтобы использовать «все преимущества приложения». Вопрос только в том – какие?..
№8 Uber намерен разогнать водителей
CEO компании Трэвис Каланик считает, что услуги Uber остаются достаточно дорогими по той причине, что пассажиры вынуждены платить не столько за машину, сколько за работу водителя. По его мнению, Uber сможет снизить ценник за поездку, если начнет развозить пассажиров на беспилотных автомобилях.
Вот только таксистов это заявление отнюдь не обрадовало – даже несмотря на то, что вряд ли воплотится даже в среднедолгой перспективе.
№9 Uber против закона
В России Uber начал работать в конце 2013 года. И уже тогда пошел на первую хитрость ради того, чтобы обойти российский «Закон о такси». Недолго думая, компания просто-напросто зарегистрировалась как сервис личных водителей и не попала под действие указанного закона.
Действительно – нет ничего проще: чтобы не считаться таксистом, водитель должен знать имя, фамилию и номер телефона пассажира. А все это указывается при регистрации в приложении Uber.
А закон? Нет, не слышали.
№10 Uber мошенничает при найме
В целом ряде стран Uber обвиняется в мошенничестве и найме на работу водителей без лицензий и страховок, предусмотренных местным законодательством.
В Европе из-за этих факторов деятельность сервиса запрещают в судебном порядке. А многие потенциальные партнеры компании не хотят развивать совместные сторонние сервисы из-за репутационных издержек.
Несмотря на успешность сервиса, учитывая количество связанных с сервисом скандалов, нельзя быть абсолютно уверенным в радужном будущем Uber. С другой стороны, имидж скандальных бунтарей вполне может способствовать продвижению сервиса.