MNP в Украине – «внедрить нельзя, перенести»? / Все новости / Главная

Скандал вокруг внедрения MNP в Украине уверенно набирает обороты. Недавно в Антимонопольном комитете рассматривались сразу две жалобы от  участников проведенного – уже второго – тендера, несогласных с его результатами. Сегодня мы попробуем разложить по полочкам все опасения участников рынка и государства, чтобы понять, как долго Украине ждать услугу, являющуюся чуть ли не «правилом по умолчанию» в развитых европейских странах.

Возврат к истокам

О внедрении услуги по переносу номера в Украине впервые заговорили еще в далеком 2010 году, а инициатива по смене оператора без изменения номера, исходящая от Госслужбы специальной связи и защиты информации была одобрена еще в 2012 году. Тогда планировалось, что услуга будет бесплатной для абонента, а осуществляться будет посредством отправки смс-сообщения на специальный номер, единый для всех сетей украинских мобильных операторов.

Повторно и подробно об услуге перенесения мобильных номеров абонентов заговорили уже в 2013 году. Было определено первичное положение о предоставлении услуги и выбран администратор базы данных перенесенных номеров. Однако уже в первом полугодии 2014 года операторы в голос заговорили о затягивании внедрения услуги со стороны Нацкомиссии по госрегулированию в сфере связи и информатизации и подотчетного ей Украинского государственного центра радиочастот. А также о некоторых спорных моментах, прописанных госрегулятором в нормативных актах. Дело даже дошло до суда. Госрегулятор же, в свою очередь, обвинял операторов в незаинтересованности во внедрении услуги.

"Киевстар последовательно поддерживает необходимость запуска услуги переносимости номеров. При этом мы уверенны, что такая услуга должна и может предоставляться исключительно в порядке и на условиях, которые соответствуют нормам законодательства Украины. Отдельные нормы положения о предоставлении такой услуги, утвержденного ранее НКРСИ противоречат законодательству высшей юридической силы, что подтверждено решением окружного административного суда г. Киева", - подчеркивал директор по регуляторно-правовому обеспечению "Киевстар" Андрей Осадчук.

В итоге операторам и госрегулятору удалось прийти к определенному консенсусу, организовав совместную рабочую группу по вопросам внедрения услуги по переносу номера. Данная группа довольно активно и плодотворно проработала практически год. А результатом ее работы стали финальные материалы по программе реализации запуска услуги в Украине.

Каким был тендер?

Первый тендер по выбору поставщика технологического решения по проектировке и внедрению системы переноса абонентских номеров для внедрения услуги в Украине прошел еще в 2015 году и не был признан состоявшимся. Причина банальна: по мнению УГЦР, проводившего раскрытие предложений, никто из участников не предоставил полного пакета документов, достаточного для того, чтоб принять участие в торгах.

Второй тендер прошел 25 января 2016 года.

Его результаты вызвали много разногласий как у непосредственных участников, так и в целом на рынке. Так, организатор тендера не допустил к участию в нем такую компанию, как "Huawei Украина". При этом причиной недопуска компании значилась ее «финансовая несостоятельность». Что интересно - цена проекта, предложенного "Huawei Украина" составляла всего 26 млн гривен, практически втрое ниже цены итогового победителя тендера. Однако по мнению УГЦР и согласно предоставленным документам, предприятие является убыточным, причем убытки его за последний год лишь возросли.

На самом деле решение УГЦР по этой компании не совсем понятно - ведь китайская Huawei имеет огромные финансовые возможности, а ее прибыль в 2015 превысила 20 млрд долларов. А согласно собственной бизнес-стратегии, Huawei субсидирует работу своих "дочек". Кроме того, в начале года Huawei совместно с правительством Китая передали для модернизации Министерства экономического развития и торговли Украины оборудование на сумму эквивалентную 1,5 млн долларов. Однако для доказательства финансовой состоятельности украинской дочки компании на тендере это не хватило.

Следует отметить, что кроме финансовых вопросов, к компании также был вопрос касательно представленного технического решения. Его разрабатывала украинская компания "Технический центр интернет" и этот продукт еще не был опробован в других странах.

Наравне с "Huawei Украина" УГЦР отклонил заявку госпредприятия "Украинские специальные системы", у которого не было ни справки про отсутствие дела о банкротстве, ни справки о численности сотрудников, ни копий писем, контрактов или свидетельств успешной реализации похожих проектов хотя бы в одной из стран мира в течение последних 3 лет. А также предложение еще одной украинской компании "Эс Ай Центр", которая собиралась строить систему в партнерстве со словенской Teletech. Общую стоимость своего решения компания оценила в 39 млн гривен, с бесплатной поддержкой, однако поданную компанией информацию УГЦР расценил как неполную и недостоверную.

Итоги тендера

В итоге за право внедрить свое техническое решение в Украине соревновались компании «Ericsson-Украина» (с предложением в 107 млн гривен), польская T4B (с предложением стоимостью 82 млн гривен), и украинская "Диалинк", получившая победу с предложением в 71 млн гривен.

Партнером "Диалинка" в этом тендере стала литовская компания Mediafon, решение которой и планировалось использовать в Украине. При этом литовских специалистов «заранее» обвинили в подтасовке результатов, якобы опираясь на «аналогичные» способы борьбы за «место под солнцем» в других странах. А поляки из T4B прямо в зале обвинили УГЦР в «списывании» условий конкурса с российской модели внедрения аналогичной услуги.

В свою очередь, руководитель тендерного комитета УГЦР Вадим Гулько отметил, что тендер прошел абсолютно прозрачно, а все претензии компаний Центр готов оспорить в соответствующих органах. Он подчеркнул, что не сомневается в финальном признании ими правоты госрегулятора, поскольку все требования разрабатывались исключительно исходя из стратегии, позволяющей наиболее полноценно реализовать требующуюся абонентам услугу.

«Баба яга против» - кто и зачем ходил в Антимонопольный комитет?

Подав жалобу по итогам проведения тендера, компания "Эс Ай Центр" попыталась доказать АМКУ, что ей абсолютно безосновательно отказали в участии в конкурсе и добиться пересмотра результатов тендера. Что интересно, компания не потребовала отменить сам тендер и провести новый – только пересмотреть итоговые результаты после включения ее предложения в список допущенных к конкурсу участников.

По жалобе "Эс Ай Центра" АМКУ решил перенести принятие окончательного решения на 18 марта, отметив, что к этому времени участники смогут лучше подготовиться и посоветовал сторонам привлечь к освещению вопроса сторонних экспертов.

В тот же день АМКУ отказал второй компании – польской Т4В, пытавшейся опротестовать решение УГЦР по ее предложению на основе поданной жалобы о том, что организатор конкурсных торгов не предоставил компании своевременные разъяснения о технических особенностях построения системы. По мнению поляков, это привело к повышению стоимости конкурсного предложения и в итоге компания не смогла конкурировать с другими участниками по цене.

Вот только свою жалобу поляки умудрились подать позже, чем-то предусмотрено украинским законодательством – аж 10 февраля, – что и стало итоговой причиной ее отклонения комитетом.

Что дальше?

Администратор базы данных перенесенных номеров – Украинский государственный центр радиочастот – допускает, что разбирательства по итогам конкурса могут стать причиной переноса сроков внедрения технологии и тестового запуска услуги на август 2016.

Предварительно, если бы УГЦР удалось своевременно подписать договор с компанией-победителем (дата подписания была назначена на 4 февраля) тестовый запуск планировалось осуществить с 1 апреля. Но теперь даже в случае, если АМКУ 18 марта вынесет свое решение в пользу госрегулятора, сроки подписания соглашения перенесутся минимум на полтора месяца, а соответственно – перенесутся и сроки внедрения рабочей системы.

«Из-за обжалования результатов конкурса на приобретение услуги по внедрению MNP в Украине в Антимонопольном комитете и других апелляционных инстанциях, ее тестовый запуск, который планировался на 1 апреля, будет перенесен, как минимум на середину мая 2016 года», подчеркнул Гулько.

В случае же с пересмотром результатов тендера по заявлению "Эс Ай Центра" – сроки внедрения услуги могут перенестись и на более позднее время.

Тэги:   Украина

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: