Сегодня все чаще можно слышать от любителей кино жалобы на то, что многие фильмы практически от первого кадра до титров снимаются на зеленом фоне. Компьютерная графика, и правда, применяется даже там, где, казалось бы, и без нее можно обойтись. К примеру, когда прошлой весной на экраны вышел «Мир Юрского периода», зрители начали жаловаться на то, что ультрасовременные и высокополигональные динозавры выглядят менее реалистично, чем их собраться из «Парка Юрского периода» начала девяностых.
Причина этой ситуации заключается в том, что в 90-е компьютерной графикой не было принято злоупотреблять. В это сложно поверить, но те же велоцерапторы из первого «Парка Юрского периода» были не компьютерными моделями, а людьми в костюмах:
Но даже в тех случаях, когда компьютерная графика использовалась, подход к ее созданию диаметрально отличался от нынешнего. Сегодня в кинематографе безраздельно правит зеленый экран. Как следствие, компьютерная графика не обрабатывает сцену, а создает ее с нуля. Зритель смотрит на то, как полностью компьютерный динозавр бежит по полностью компьютерному лесу за актером, чьи действия от начала и до конца записаны в студии.
В 90-х подход был иным. Многие помнят знаменитую сцену, в которой посетители Парка Юрского периода впервые встречают динозавра:
Очевидно, что животное в этой сцене является трехмерной моделью. Но всё остальное – пейзаж, автомобили, герои – полностью реально. Более того, зеленый экран в создании этого эпизода вообще не принимал участия. Вместо него объекты разделялись вручную, кадр за кадром отделялись от фона. Так изображение становилось «трехслойным». На нижнем слое располагалась живая природа, затем – компьютерный динозавр, затем – снятые вживую объекты первого плана.
Зеленый экран применяется даже там, где, казалось бы, в нем нет особой необходимости. К примеру, трилогия «Хоббит» является компьютерной практически от начала и до конца:
Иногда компьютерная графика заменяет даже грим. Примером тому может служить знаменитая сцена из фильма «Темный рыцарь».
Конечно же, использование компьютерной графики позволяет создать в кино сцены, реализовать которые иначе попросту невозможно. Тем не менее, как показывает практика, зеленый экран не является залогом зрелищности.
Недавняя церемония вручения наград «Оскар» знаменательна не только тем, что заветную статуэтку наконец-то вручили Леонардо Ди Каприо. Она наглядно показала, что вкусы зрителей и критиков смещаются в сторону естественных съемок. Два фильма, собравшие больше всего наград и номинаций – «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Выживший». Обе картины отличаются зашкаливающим натурализмом.
К примеру, в новом «Безумном Максе» большая часть взрывов и трюков была проделана без применения компьютерной графики. Если при просмотре фильма вы видите, как машина на огромной скорости летит кувырком, будьте уверены, так было и на съемках. Компьютерная графика лишь немного добавила фильму атмосферы, изменив цветовую гамму и дополнив пару сцен деталями. Но даже без нее эта удивительная двухчасовая погоня была бы не менее впечатляющей.
Процесс создания «Выжившего» съемочная группа называет «адом на земле». Все потому, что режиссер фильма Алехандро Гонсалес Иньярриту не приемлет компьютерной графики и отказывается снимать на зеленом фоне. Все удивительные пейзажи фильма сняты вживую. И Ди Каприо в кадре дрожит от холода не потому, что так предполагает сценарий, а потому, что на улице настоящий сорокаградусный мороз. Пожалуй, единственным компьютерным элементом в фильме стал медведь. Да и то потому, что Ди Каприо вряд ли выжил бы при столкновении с реальным хищником.
Учитывая последние тенденции, не исключено, что скоро чаши весов качнутся в противоположную сторону и режиссеры начнут сознательно избегать злоупотребления компьютерной графикой в кино.