Шведский коллекционер и исследователь Сэмюэль Вест на протяжении нескольких лет собирал для своего музея образцы провалившихся инноваций. Сам создатель музея считает эту коллекцию комплиментом творческому мышлению: «Даже самые большие и компетентные компании иногда ошибаются – секрет в том, чтобы создать культуру, которая принимает малые ошибки, не превращая их в грандиозные провалы». Посетители музея в шведском городке Хельсингборг увидят как знакомые бренды, так и неизвестные или давно забытые. Представляем вам несколько любопытных экспонатов.
Многие из экспонатов «прожили» на рынке несколько лет. Например, гибрид смартфона и игровой консоли Nokia NGage продавался с 2003 по 2005 год. Nokia выпустила это устройство в качестве конкурента Nintendo Game Boy, но странный дизайн и неудобное расположение кнопок не позволили телефону добиться популярности.
Вторую попытку Nokia совершила в 2004 году, выпустив модель N-Gage QD, но им удалось продать всего несколько миллионов устройств, и проект был закрыт.
Не все продукты Apple были одинаково успешны: карманный компьютер Apple Newton просуществовал с 1993 по 1998 год, но также не добился успеха. Провалу способствовали плохое распознавание рукописного текста и чересчур высокая цена – $699, что сегодня, с учетом инфляции, составило бы около $1200. Этот КПК какое-то время использовался в больницах, но на рынке Newton проиграл конкурентам – КПК Palm Pilot. Ну, зато Джобс использовал этот печальный опыт, создавая iPhone.
Менее известное устройство – CueCat. Этот подключаемый к ПК сканер для штрих-кодов был выпущен в 2004 году, но мало кто сумел найти ему применение. Идея заключалась в том, чтобы люди могли заходить на сайты, не вбивая адрес вручную, а просто просканировав штрих-код – например, напечатанный в журнале. Стоит ли говорить, что идея «не взлетела»?
В 2009 году, когда Твиттер был еще относительно молодым, но уже очень популярным, компания Peek выпустила TwitterPeek. Карманное устройство стоимостью $200 умело только одно – выходить в Твиттер. Мало кто счел это достаточно полезным. И, кстати, это была уже вторая неудачная попытка Peek. За год до этого, в 2008, они выпустили свое первое устройство, которое могло только принимать и отправлять электронные письма и тоже особого успеха не добилось. Как ни смешно, компания до сих пор жива, но вместо персональных гаджетов теперь занимается облачными сервисами.
Цифровой фотоаппарат Kodak DC40 (1995) был одним из первых в своем роде. Качество кадров, которые он делал, сопоставимо с очень плохой фронтальной камерой пятилетней давности, но провал заключается даже не в этом – компания обращала слишком мало внимания на цифровую фотосъемку, проиграла изрядную долю рынка и в итоге обанкротилась, когда все перешли на «цифру».
В 1970-ых лучшим форматом для видеозаписи считался Sony Betamax. Он был быстрее и давал лучшее качество. Но Sony прозевали рынок видеопроката – и это стало причиной их проигрыша в «форматных войнах». Победителем стал формат VHS. Впрочем, Sony оказались упорными и пытались производить плееры аж до 2002 года, а кассеты перестали выпускать только в 2016 – хотя к тому времени они уже давно были никому не нужны.
Впрочем, видеопрокату тоже недолго оставалось. К моменту появления Netflix и стриминговых сервисов, крупные компании, занимавшиеся арендой кассет и дисков с фильмами, оказались на мели. Разумеется, этому поспособствовала и популярность «пиратских» торрентов. Существовавшая в Америке грандиозная индустрия проката Blockbuster объявила о банкротстве в 2010 году.
Производители напитков часто пытаются сделать что-нибудь новенькое и иногда получается у них что-то очень странное. Легендарный пример – Coke2, «новый и улучшенный» вариант Кока-Колы, который начали продавать в 1984 году. Потребители практически подняли восстание, требуя вернуть «классический вкус», и новинку пришлось убрать из продажи. Впрочем, у этого провала была положительная сторона: к концу 1985 года продажи классической колы превзошли продажи заклятого конкурента, Pepsi.
Более однозначным провалом стала Coke Clak. Выпущенный в 2006 «кофейный» лимонад продержался на полках всего два года. Покупатели жаловались на неприятный вкус и избыток кофеина.
В 1980-ых Colgate создали линейку замороженных полуфабрикатов. «Съешьте наш ужин, прежде чем почистить зубы пастой Colgate» — таков был рекламный план. Надо ли говорить, что это был один из самых комических провалов в истории расширения брендов?
Говоря о неудачном расширении, вспомним и попытку знаменитого производителя мотоциклов Harley Davidson создать собственную линейку одеколонов. Выпущенные в 1996 году духи и одеколоны назывались Hot road и обладали древесным ароматом с нотками табака.
А самым жутковатым объектом в коллекции музея стала маска для лица Rejuvenique. Она должна была тонизировать мышцы лица путем легкого электрошока. Этот объект был выпущен в 1999 году и получил менее чем восторженные отзывы.