На прошлой неделе Microsoft официально сообщил, что браузер Microsoft Edge будет работать на открытом движке Chromium. Для Google это стало большой победой, ведь Chromium - тот же движок, что используется браузером Google Chrome. То есть, Microsoft Edge, по сути, превратится в Chrome, только в обертке от Microsoft.
Корпоративным пользователям Microsoft эти перемены тоже должны прийтись по вкусу. Теперь в их распоряжении более современный браузер с поддержкой множества удобных веб-приложений.
Хуже всего в этой ситуации себя чувствует компания Mozilla, разрабатывающая браузер Firefox. В недавнем посте в блоге Mozilla генеральный директор компании Крис Бирд раскритиковал решение Microsoft. Он признал, что такое решение может быть удачным для бизнеса, но оно ставит под удар весь рынок браузеров.
“Мы соперничаем с Google не потому, что это удачная бизнес-возможность. Мы соперничаем с Google, поскольку здоровье интернета и онлайн-жизни зависит от конкуренции и выбора. Оно зависит от возможности пользователя решать, что для него лучше.
Если у одного продукта, вроде Chromium, имеется достаточно большая доля на рынке, веб-разработчики могут не беспокоиться о том, чтобы их сайты работали с чем-либо помимо Chromium. Такое происходило, когда в начале 2000-х монополия на браузеры принадлежала Microsoft. И это может произойти снова”, - пишет глава Mozilla.
Непростые отношения
Интересно, что отношения Mozilla и Google выходят за рамки простого соперничества. Конечно, браузеры Firefox и Chrome конкурируют, но при этом Mozilla обязана Google большей частью своей прибыли.
Две недели назад Mozilla опубликовала отчет, согласно которому львиная доля прибыли компании генерируется от партнерства в сфере интернет-поиска, включая партнерство с Google.
В 2017 году прибыль Mozilla составила $562 млн. 89% этой суммы были получены в результате интеграции поисковиков в браузер. В России поиском по-умолчанию в Firefox является “Яндекс”. В Китае - Baidu. Но во всем остальном мире - это Google. А значит, именно деньги Google обеспечивают жизнь Mozilla.
Срок договора о партнерстве Mozilla и Google истекает в ноябре 2020 года. И если по истечении этого срока Google решит не продлевать договор, у Mozilla наступят тяжелые времена. Аналитики считают, что в этом случае компания сможет продержаться на плаву не более 15 месяцев.
В данный момент Google Chrome является самым популярным браузером в мире. По данным Statista, на его долю приходится 67%. Firefox держится на втором месте, но при этом едва преодолевает барьер в 10%.
Проще говоря, существование Firefox напрямую зависит от того, продолжит ли Google платить роялти Mozilla после 2020 года.