Лекарство от памяти: Как ученые хотят редактировать воспоминания / Все новости / Главная

Научная фантастика уже давно обсуждает идею манипуляций с человеческой памятью - от массового стирания воспоминаний в “Темном городе” до точечного их удаления в “Людях в черном”. Сегодня ученые полагают, что идея редактирования памяти может быть не такой уж фантастикой. Существует, как минимум, два исследования, экспериментально подтверждающих возможность такого вмешательства.

Стиратель памяти из фильма "Люди в черном"

Пока оба исследования сосредоточены на психическом состоянии, известном как ПТСР - посттравматическом стрессовом расстройстве. В этом состоянии травмирующие воспоминания обладают такой силой, что влияют на способность человека функционировать в повседневной жизни. Потому ученые ищут способ стереть или подавить их.

Лекарство от памяти

Первая работа исследует побочный эффект снотворного средства под названием пропофол. Этот эффект проявляется в повреждении краткосрочной памяти человека. Исследования подтверждают, что успокоительное обладает способностью вызывать амнезию у некоторых пациентов.

Ученые задались вопросом, можно ли использовать этот механизм для активного подавления негативных воспоминаний. Для этого исследователи хотят использовать структурную особенность нашей памяти. Когда вы вспоминаете что-либо, фрагмент памяти реактивируется, а соответствующая цепочка в мозге пересобирается повторно. Этот процесс напоминает просмотр документов из шкафа. Вы вынимаете, просматриваете их, а затем кладете обратно.

Гипотеза заключается в том, что память наиболее уязвима в этот момент - когда вы вспоминаете. В этот момент ее можно подкорректировать. Этим, к слову пользуются все психотерапевты, предлагающие клиентам “проговаривать” дурные воспоминания. Ученые хотят использовать пропофол, чтобы в моменты повторного проживания ослаблять или даже полностью стирать избранные негативные воспоминания.

Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи взяли 50 здоровых испытуемых и продемонстрировали каждому из них две истории, оформленных в виде слайд-шоу. В середине каждого слайд-шоу содержался контент с негативным эмоциональным содержанием. Он был включен туда специально, чтобы стать для испытуемых “дурным воспоминанием”.

Прошла неделя. Ученые опросили испытуемых, и, как и ожидалось, их воспоминания о первом слайд-шоу оказались размытыми и неточными. Ученые “реактивировали” память, напомнив испытуемым о негативном впечатлении, и сразу же ввели им дозу пропофола.

С этого момента группу поделили на две части. Первую половину испытуемых опросили сразу после пробуждения, вторую  - спустя сутки после сна. Воспоминания группы, опрошенной сразу после пробуждения, не поблекли. Вторая группа продемонстрировала более интересный результат.

Спустя сутки пропофол оказал огромное влияние на воспоминания, которые были реактивированы непосредственно перед введением дозы успокоительного. Удивительно, но препарат не стер эту память полностью, а скорректировал ее, удалив оттуда отрицательные фрагменты воспоминаний.

Этот удивительный результат демонстрирует, что отдельные отрицательные ассоциации, связанные с определенными воспоминаниями, действительно, могут быть вырезаны из памяти в процессе вспоминания при помощи пропофола. Ученые еще не выяснили, вернутся ли воспоминания со временем, но сама возможность редактирования  поражает.

Управление “громкостью” воспоминаний

Второе исследование, опубликованное недавно в журнале Current Biology, также изучает возможность редактирования негативных воспоминаний, но подходит к вопросу с иной стороны. Ученые хотят понять, какая часть мозга может загружать положительные или отрицательные эмоции в конкретное воспоминание.

В ходе предыдущих исследований ученые выяснили, что оптогенетическая манипуляция с клетками в гиппокампе мыши может менять поведенческое выражение положительных и отрицательных воспоминаний. Ученые задались вопросом, могут ли различные части гиппокампа животного быть связаны с различными эмоциональными ассоциациями определенных воспоминаний.

Результаты продемонстрировали явные различия в эмоциональном влиянии верхней и нижней частей гиппокампа. Когда стимулировались клетки в нижней части гиппокампа, негативные воспоминания становились еще более активными и мрачными. И, напротив, стимуляция клеток из верхней части гиппокампа приводила к тому, что негативное воспоминание переживалось без травмирующих эмоциональных ассоциаций.

Конечно, это конкретное исследование демонстрирует лишь работу определенного механизма в мозгу мыши. Человеческий мозг может сильно отличаться. Но сам факт наличия подобного механизма открывает перед учеными колоссальные перспективы. По их словам, это делает возможным разработку инструментов для управления эмоциональной “яркостью” воспоминаний. Человек сможет по собственному желанию приглушать эмоциональную боль, связанную с определенными воспоминаниями, и делать так, чтобы они воспринимались как нейтральные факты из жизни.

Конечно, это исследование не похоже на фантастическую технологию из фильма “Вспомнить всё”, где главному герою имплантировали воспоминания о целой вымышленной жизни. Пожалуй, наиболее реалистичным выглядит фильм “Вечное сияние чистого разума”. Фильм повествует о будущем, в котором ученые научились избирательно очищать память человека о негативных воспоминаний. Главные герои - пара, которая стерла друг друга из памяти после расставания, а затем встретилась снова, уже будучи “незнакомцами”. Судя по реальным достижениям науки, именно к подобной технологии редактирования памяти мы придем в краткосрочной перспективе.