Виртуальная реальность позиционируется разработчиками как потрясающе эффективный инструмент для обучения. Но, по мнению ученых, все обстоит не так радужно. Новое японское исследование предполагает, что виртуальная реальность может помешать формированию визуальных воспоминаний, и, как следствие, привести к более низким образовательным результатам.
В новом исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Psychology, особое внимание уделяется тому, как работает зрительная память человека при работе с активной и пассивной виртуальной реальностью. Виртуальная реальность считается активной, когда шлем реагирует на субъективные движения, позволяя пользователям вертеть головой в виртуальном пространстве и рассматривать объекты с разных углов. Пассивная виртуальная реальность не предполагает взаимодействия. Пользователь находится в шлеме, но изображение на дисплее не реагирует на его движения, как будто перед его глазами просто закрепили монитор.
В эксперименте приняли участие 40 испытуемых. Первые 20 человек работали с активной ВР, вторые 20 - с пассивной. Каждый испытуемый просматривал виртуальную экскурсию по художественному музею. В ходе экскурсии зрителям показывали 10 картин Рубенса и 10 картин Никола Пуссена - известных художников, работавших в стиле барокко. Сразу после окончания экскурсии испытуемые выполняли тест на память. Затем этот же тест был повторен спустя две недели.
Сразу после просмотра результаты тестов в группах с активной и пассивной ВР были примерно одинаковыми. Но спустя две недели результаты пользователей, которые имели возможность активно взаимодействовать с виртуальностью, сильно ухудшились. Таким образом, активное погружение в виртуальную реальность оказывало негативное влияние на запоминание визуальных образов.
Ученые пока затрудняются назвать причину такого эффекта. Одна из наиболее простых гипотез заключается в том, что человек, имеющий возможность активно взаимодействовать с виртуальной реальностью, тратил меньше времени на просмотр картин и чаще отвлекался, разглядывая виртуальный музей. Зритель же в режиме пассивной ВР просто смотрел экскурсию как кино.
Более сложная гипотеза предполагает, что погружение в активную ВР вызывает большую когнитивную нагрузку на мозг, в результате механизм памяти работает менее эффективно. У человеческого “компьютера” просто не хватает на это ресурсов. К слову, это - не новая гипотеза. В июне 2019 уже публиковалось исследование, пришедшее к похожим выводам. Человек погружался в виртуальную реальность, а ученые тем временем сканировали его мозг при помощи ЭЭГ. Эксперимент показал, что при погружении в виртуальную реальность мозг работает слишком активно. В этом нет ничего плохого, но учиться в таком режиме затруднительно. “Когнитивные ресурсы участников в состоянии активного просмотра могли быть направлены на сенсорный прием, а не на внимательное изучение содержимого”, - поясняют ученые.
В дальнейшем исследователи продолжат изучать, как именно активное использование виртуальной реальности мешает формированию визуальных воспоминаний. Но, уже сейчас становится ясно, что виртуальная реальность - не лучшее место для получения образования. Похоже, учиться лучше всего по-старинке - с ручкой и тетрадкой.
Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate