Предложен алгоритм для разрушения информационных пузырей / Все новости / Главная

Нас окружают колоссальные объемы информации, на обработку которых ни одному человеку не хватит жизни. И чем больше информации вокруг, тем пропорционально меньше доля, которую мы способны усвоить. Часто это приводит к тому, что пользователь либо сам, либо с помощью услужливых алгоритмов, создает вокруг себя информационный пузырь и потребляет лишь ту информацию, которая соответствует его картине мира. 

Существование в пузыре весьма комфортно. Человеку кажется, что весь мир начинает вторить его собственным мыслям. Но при этом пользователь становится более уязвимым для дезинформации и манипулирования. Еще хуже то, что заложники пузырей непроизвольно группируются в изолированные анклавы конкурирующих поляризованных мнений. А за поляризацией следует бесконечная грызня.

Чтобы разорвать этот порочный цикл, ученые предлагают использовать новые алгоритмы, которые будут разрушать информационные пузыри и препятствовать поляризации мнений. 

Склонность к поляризации

По словам ученых, люди склонны к поляризации изначально. Так, сегодня благодаря соцсетям все стали авторами. Но поскольку область внимания человека не способна воспринимать сотни миллионов авторов, пользователи не знают, что им читать. Не имея возможности выбрать всё, они возвращаются к тому, что им близко и знакомо. 

К слову, такой эффект может возникать не только в интернете. По словам Тарека Абдельзахера, профессора Университета Иллинойса, похожая ситуация возникла еще в 20 веке в результате развития транспортной сети в США. Люди стали более мобильными, но городская социально-экономическая поляризация только увеличилась. “Развитие физических коммуникаций позволило людям саморазделиться на более однородные районы. Главный вопрос, на который мы должны ответить - как отменить поляризационные эффекты от создания информационной супермагистрали?”, - говорит профессор Абдельзахер.

Профессор информатики Болеслав Шиманский из Ренсселерского политехнического института (Нью-Йорк, США) считает, что проблему можно решить при помощи новых алгоритмов, которые будут способствовать формированию более широких взглядов пользователя. Правда, для внедрения таких алгоритмов придется ломать существующую систему. Ведь сейчас крупные компании заняты обратным.

“Информированные граждане являются основой демократии. Но интерес крупных компаний, которые поставляют им информацию, заключается не в информированности, а в продаже продукта. Они стараются показывать вам то, к чему вы ранее проявляли интерес. Потому что они не заинтересованы в росте читателя. Они заинтересованы лишь в его в постоянном внимании”, - говорит Шиманский.

Алгоритм выхода из пузыря

Сейчас эффект поляризации усиливается, поскольку алгоритмы соцсетей угодливо скармливают человеку то, что он хочет видеть. Ученые утверждают, что выходом из ситуации должны стать алгоритмы, которые будут действовать совершенно обратным образом. Такие алгоритмы должны формировать индивидуальную ленту для пользователя, выходя за рамки его интересов.

Ученые называют такую модель “абстрактным обобщением”. Алгоритм должен по-прежнему учитывать интересы пользователя. Но при этом он не будет бездумно скармливать человеку контент, основанный на его предыдущей активности. Вместо этого система будет расширять кругозор человека, предлагая ему новую, но уместную информацию для ознакомления.

По словам профессора Шиманского, диапазон внимания человека довольно ограничен. Но даже в этом диапазоне имеется некоторое пространство для маневра. Если алгоритмы будут разнообразить выдачу информации, у человека появится выбор - переключить внимание на что-то новое или остаться на привычном курсе.

Почему это важно?

Поляризация мнений - не выдумка. В информационном пространстве наблюдается эффект, который ученые называют “идеологической фрагментацией в эпоху демократизированного глобального доступа”. Для демонстрации этого эффекта ученые создали модель, где люди рассматриваются как “частицы в пространстве убеждений”. Позиции этих частиц определяются контентом, который просматривает пользователь. С каждым днем модель демонстрирует все более интенсивную поляризацию.

Как уже говорилось, поляризация мнений делает людей слабыми и уязвимыми к манипулированию. Если человек имеет массу предубеждений, он может легко стать жертвой дезинформации, воздействующей на эти предубеждения как на болевые точки. 

Алгоритм, призванный разрушать информационные пузыри, мог бы реально улучшить ситуацию. Но пока сложно сказать, учтут ли технологические гиганты замечания ученых. 

Подробнее с исследованием можно ознакомиться в библиотеке arXiv.

 

 

Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate

 

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: