В декабре 2019 года в испытательном тоннеле комплекса Хагербах в Швейцарии вспыхнул аккумуляторный модуль электромобиля. Батарея полностью выгорела за несколько минут, но этого хватило, чтобы весь тоннель наполнился едким и плотным дымом. Видимость упала до нуля, дышать стало практически невозможно. Когда копоть наконец осела, все поверхности тоннеля оказались покрыты слоем пепла и сажи.
К счастью, все это было лишь экспериментом, который проводил Швейцарский федеральный технологический институт по заказу Федерального управления дорог Швейцарии (FEDRO). Ученые попытались выяснить, что произойдет, если электромобиль загорится по-настоящему, например, на подземной стоянке. Какой ущерб будет нанесен окружающим машинам и инфраструктуре? А главное - насколько велик риск для людей, которые окажутся поблизости? Чтобы ответить на эти вопросы, ученые проверили три возможных сценария развития событий.
Сценарий 1: Пожар в замкнутом пространстве
Первый сценарий предполагал, что пожар начинается на подземной автостоянке без искусственной вентиляции. Предполагаемая парковка имеет площадь 28 х 28 метров и высоту 2,5 метра. Объем воздуха на ней составляет 2000 кубических метров. Загорается легковой автомобиль с полностью заряженной батареей объемом 32 кВт·ч.
Из соображений экономии в ходе теста все указанные параметры уменьшили в восемь раз. То есть, в помещении объёмом 250 кубометров был подожжен полностью заряженный аккумулятор ёмкостью 4 кВт·ч.
С помощью этого эксперимента ученые хотели понять, как сажа будет оседать на стенах туннеля и других поверхностях, включая защитные костюмы пожарных. Также важно было выяснить, насколько токсичными окажутся последствия пожара, и какими средствами их можно будет очистить.
Сценарий 2: Пожар в помещении с системой автоматического пожаротушения
Этот сценарий был призван установить, насколько токсичной станет вода, использованная для тушения горящего электромобиля. Исследователи позволили аккумулятору выгореть полностью, а дым пропустили через душ, напоминающий брызги из потолочного спринклерного оросителя. Воду, смешанную с продуктами горения, собрали в бассейн для анализа.
Сценарий 3: Пожар в тоннеле с вентиляцией
Третий сценарий позволил ученым понять, как пожар электромобиля повлияет на вентиляционную систему. Как далеко сажа распространится по вентиляционным каналам? Осядут ли там агрессивные вещества, вызывающие коррозию?
В этом эксперименте вновь был подожжен аккумуляторный модуль мощностью 4 кВт·ч, но на этот раз вентилятор на постоянной скорости засасывал дым в вентиляционный канал длиной 160 метров. На расстоянии 50, 100 и 150 метров в этом канале были установлены листы, на которых оседала сажа. Химический состав этой сажи позже был проанализирован институтом.
Результаты эксперимента
Данные, полученные в результате эксперимента, изучались в течение нескольких месяцев. Наконец, на днях институт опубликовал результаты исследования.
Ученые отмечают, что с точки зрения прямого воздействия горящий электромобиль мало отличается от горящего авто с двигателем внутреннего сгорания. Иными словами, пребывание в горящем автомобиле вредно для здоровья, и не важно, как и на чем этот автомобиль ездит. Дымом тоже лучше не дышать. “Загрязняющие вещества, выделяемые горящим транспортным средством, всегда были смертельно опасными”, - говорится докладе. Так что, независимо от типа двигателя или системы накопления энергии, основной задачей должно быть удаление людей из опасной зоны. А вот с последствиями пожара все интереснее.
Ущерб помещению
Часто считается, что особую опасность при горении батарей представляет токсичная фтористоводородная кислота. Тем не менее, все три теста показали, что при горении аккумулятора электромобиля концентрация этого вещества в воздухе не превышает критического уровня. Современная система вентиляции на подземной парковке может справиться не только с горящими бензиновыми/дизельными автомобилями, но и с электрокарами. Коррозионное повреждения вентиляционной системы или туннельного оборудования маловероятно. Проще говоря, если на подземной парковке загорится электромобиль, ущерб будет не большим, чем от горящего бензинового авто.
Пожарным командам также не нужно никакого дополнительного оборудования. Горящий аккумулятор электромобиля практически невозможно погасить, но можно остановить распространение пламени, охладив батарею большим количеством воды. Если сделать это вовремя, пожар может ограничиться несколькими ячейками аккумулятора. Частично сгоревшую батарею нужно хранить в водном бассейне или специальном контейнере, чтобы она не могла воспламениться снова. Но все это и так известно специалистам по пожаротушению.
Ядовитая вода и токсичная сажа
Главной проблемой является не тушение пожара, а его последствия. Анализ показал, что вода, которая используется для охлаждения аккумулятора, становится очень токсичной. Химическое загрязнение такой воды в 100 раз превышает пороговые значения, установленные в Швейцарии для промышленных сточных вод. Потому очень важно, чтобы эта загрязненная вода не попадала в канализацию без надлежащей очистки.
Помещению, в котором произошел пожар, также требуется профессиональная дезактивация. Ключевое слово - “профессиональная”. Ученые предупреждают частных владельцев гаражей и подземных парковок, чтобы те ни в коем случае не пытались очищать помещение самостоятельно. Сажа, остающаяся от сгоревшего аккумулятора, очень токсична. “Не пытайтесь сами убирать копоть и грязь. Сажа содержит большое количество оксида кобальта, оксида никеля и оксида марганца. Эти тяжелые металлы вызывают опасные аллергические реакции при контакте с незащищенной кожей”, - говорится в результатах исследования. Так что уборка после возгорания электромобиля - работа исключительно для профессионалов в защитных костюмах.
Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate