В феврале 2009 года генерал-полковник МВД Российской Федерации Борис Мирошников, который на тот момент возглавлял Бюро специальных технических мероприятий, сделал заявление, которое было тут же разобрано на цитаты. Заявление настолько же пафосное, насколько глупое и голословное. Генерал-полковник заявил: «Анонимность – это приглашение к преступлению, это тот самый темный переулок, в котором творятся злодеяния. Дайте туда свет, и преступлений будет меньше».
Но, как показывают разворачивающиеся в Гонконге события, анонимность, напротив, становится орудием борьбы с коррумпированной и марионеточной властью. Недавно стало известно, что протестующие для координации действий создают нечто вроде своего собственного интернета. Эта сеть работает даже в условиях, когда правительство существенно урезало доступ в Интернет. Для этого используется приложение FireChat, созданное разработчиками из Сан-Франциско. Приложение позволяет обмениваться сообщениями, даже не подключаясь к интернету – для этого используется Bluetooth. Те же, у кого есть доступ к интернету, могут предоставлять доступ остальным, работая в качестве шлюза. Сама же сеть, образованная с помощью FireChat, децентрализована и организована по принципу отдельных ячеек.
Любопытно, что похожим образом организован проект I2P («Invisible Internet Project»).
I2P представляет собой анонимную, самоорганизующуюся, распределённую децентрализованную сеть.
Полезным отличием сети является то, что каждый ее участник одновременно является и сервером, и клиентом. Хотя выходы во внешний Интернет и присутствуют, создатели I2P ставили перед собой несколько иную цель – изолированность. Отчасти, благодаря этой изолированности достигается анонимность общения и обмена файлами внутри сети. Внутри I2P также модно найти ряд ресурсов, которые, по определенным причинам, не могут легально находиться в открытом доступе, либо просто не хотят этого. Образно говоря, I2P представляет собой эдакое интернет-подполье. Для анонимного серфинга по «внешней» сети система не предназначена.
Для этой цели существует другая, не менее интересная система, TOR («The Onion Router»).
Это типичный анонимайзер, в первую очередь, предназначенный для сохранения инкогнито в большом Интернете. По сути, это прокси сервер, но динамический.
Уже одно это позволяет сохранять относительную анонимность. Еще больший эффект достигается благодаря тому, что, прежде чем попасть во внешний мир, данные проходят через несколько серверов-зеркал. Отследить такую цепочку очень сложно. Хотя TOR и предназначен для анонимной работы во «внешнем» интернете, здесь, как и в I2P, существуют скрытые ресурсы разной степени легальности, доступные лишь изнутри сети.
Если сравнивать I2P и TOR, то различия между ними можно выразить следующим образом. Входя в I2P, пользователь спускается в «подполье» интернета, где его не видно. Подключаясь к TOR, пользователь надевает маску, благодаря чему сохраняет анонимность.
Как бы ни оправдывали власть имущие свое желание контролировать все и вся, право на анонимность остается одним из важнейших и базовых прав человека. И, к счастью, инструменты, позволяющие сохранять инкогнито, существуют и, вероятно, будут существовать всегда. Главное – знать о них и уметь ими пользоваться.